Основные схемы арочных мостов сплошного сечения показаны на рис. 1. Рекомендуется круговое очертание арок, что более удобно в производственном отношении (в пологих арках круговое очертание дает малую разницу в расчетных усилиях по сравнению с параболическим).
Рис. 1. Основные схемы арочных мостов сплошного сечения и их ветровых связей
Во введении освещены основные конструктивные решения деревянных арок сплошного сечения в их историческом развитии. Для современных постоянных мостов следует рекомендовать монолитное решение арок из досок на водостойком клее (рис. 2), как наиболее совершенное. Рассчитанные на заводское изготовление, антисептированные клееные арки могут быть выполнены в виде двух полуарок, удобных в перевозке и монтаже. Стык в ключе выполняется при помощи жестких накладок на болтах.
Опорные узлы решаются упором концов арок в опорную (каменную, железобетонную или дубовую) подушку с изоляцией их несколькими слоями рубероида на тугоплавкой мастике и устройством анкерного крепления, не препятствующего некоторому повороту опорного сечения.
Простыми и надежными конструкциями построечного изготовления для большепролетных арочных мостов сплошного составного сечения являются двухшарнирные дощато-гвоздевые арки с перекрестной стенкой, представляющие разновидность многорешатчатых систем. Несколько таких мостов было построено у нас в годы Великой Отечественной войны. Ось серповидных арок очерчивается по кругу. Пояса арок имеют ломаное очертание, будучи выполнены из вертикально расположенных в два яруса досок сечением 7×24 см. Арки конструируются аналогично рассмотренным в пятом разделе трехшарнирным аркам с верхним поясом из гнутых брусков. С точки зрения монтажа более рациональны трехшарнирные арки из двух серповидных полуарок.
На рис. 1 показаны схемы ветровых связей арочных мостов при езде поверху (схема 1), посредине (схемы 2 и 3) и по низу (схема 4). В качестве продольных горизонтальных связей рекомендуется использовать жесткость ездового полотна с косым настилом из креозотированных досок.
Рис. 2. Автодорожный мост с клееными антисептированными арками пролетом 36 м,
построенный в конце 40-х годов в США.