Применение антисептированных прогонов сплошного составного сечения из досок на водостойком клее дает возможность довести пролеты деревянных мостов сплошного составного сечения до 12 м. В СССР разработаны сборные пролетные строения мостов в виде сплошных блочных клеефанерных конструкций.
Как указано во введении, наиболее ранней балочной разновидностью многорешетчатой системы Кулибина явилась дощатая конструкция Тауна с разреженной перекрестной стенкой и соединениями на дубовых нагелях (рис. 1, а, а также рис. 18); другую разновидность представляет балочная система с тем же способом соединений, но со сплошной перекрестной стенкой (рис. 1. б).
Советскими конструкторами разработаны более эффективные балочные фермы многорешетчатой дощато-гвоздевой системы со сплошной перекрестной стенкой (рис. 285, в). Свыше 50% всех автодорожных мостов пролетом более 12 м, построенных в годы Великой Отечественной войны, осуществлены с такими фермами.
Они менее трудоемки, чем конструкции Тауна и Лембке, более надежны, просты в изготовлении и не требуют применения дефицитной дубовой древесины. Деревянные мосты сплошного составного сечения применялись для пролетов от 12 до 49 м, как правило, с ездой поверху при больших пролетах — в консольно-балочном решении.
Рис. 1. Основные схемы балочных многорешетчатых конструкций
(а — с разреженной стенкой (ферма Тауна), L = 20÷40 м; kс.в — 7,5÷10; ho/L=1/5÷1/9;
б—со сплошной стенкой (ферма Лембке), L = 10÷40 м; kс.в = 8÷12; ho/L=1/5÷1/9;
в — дощато-гвоздевые двутавровые балки, L =12÷40 м; kс.в =6÷10; ho/L=1/7,5÷1/8,5)
Рис 2. Конструкция пролетного строения автодорожного моста с дощатогвоздевыми балками многорешетчатой системы пролетом 31,5 м
На рис. 2 изображена конструкция пролетного строения с дощато-гвоздевыми балками пролетом 31,5 м. Пояса мостовых ферм выполняются из досок толщиной до 7 см, расположенных в 2-3 яруса, по две доски с каждой стороны стенки в каждом ярусе.
Стыки поясных досок устраиваются вразбежку. Стенка выполняется из досок толщиной 4-5 см, соединенных гвоздями, и укрепляется стойками жесткости, а при большой высоте - горизонтальными брусчатыми схватками.
Наличие большого числа трудно проветриваемых вертикальных швов между дощатыми элементами создает повышенную опасность загнивания многорешетчатых конструкций. В связи с этим необходима тщательная противогнилостная их защита как конструктивными, так и химическими методами. Для постоянных мостов необходима пропитка маслянистыми антисептиками (по способу горячей и холодной ванны, комбинированным методом в сочетании с высокотемпературной сушкой и т. п.).
Дощато-гвоздевые фермы удобны в монтаже различными методами, особенно путем подъема, накатки и перевозки на плаву блоками из двух ферм соединенных связями (блок составляет половину пролетного строения).