Мосты с фермами Гау - Журавского (рис. 1) представляют собой раскосную систему, пояса и перекрестные раскосы которой выполняются из брусьев или бревен, а стойки — из стальных тяжей. При выполнении из брусьев фермы с успехом можно изготовлять на мостостроительных базах с антисептированием всех деревянных элементов. Длина панелей назначается: при наличии местной нагрузки в панели а=1,4 - 2,5 м, при узловой нагрузке а=3 - 5 м, В мостах больших пролетов для уменьшения длины панели возможно устройство шпренгелей (рис. 1, а). Местная передача нагрузки возможна при езде поверху и легкой нагрузке; при езде понизу осуществляется преимущественно узловая передача нагрузки.
Рис. 1. Основные схемы ферм Гау — Журавского (h/L=1/5÷1/6)
(а — с ездой поверху, L = 10÷40м; kс.в =6÷7; б — с ездой понизу (преимущественно автодорожные мосты), L = 20÷50м; kс.в =5÷7;)
Рис. 2. Конструкция автодорожного моста пролетом 31,5 м с фермами, решенными по схеме Гау - Журавского.
На рис. 2 изображена конструкция автодорожного моста с фермами Гау - Журавского с металлическим нижним поясом.
Конструкция узла, решаемого простым упором торца раскосов в дубовую подушку или в металлический башмак, допускают работу раскосов только на сжатие. Для того чтобы при проходе временной нагрузки все раскосы оставались сжатыми и торцы раскосов не отставали от подушек, при сборке ферм производится предварительное натяжение тяжей, поддерживаемое во время эксплуатации моста.
Расчет ферм с достаточной точностью производится без учета начального натяжения в предположении, что в каждой панели работает раскос одного направления (сжатый). Деревянные пояса ферм делаются одинаковыми на всем их протяжении из двух, трех и четырех брусьев или бревен с зазорами между ними для пропуска тяжей и для вентиляции элементов.
Поскольку строительная практика и специальные исследования выявили недостаточную надежность стыков растянутых деревянных поясов на металлических призматических шпонках с накладками из полосовой стали (так называемых «гребенках»), рекомендуется присоединять в стыках стальные накладки на тонких стальных глухих нагелях. Металлический пояс выполняется из профильной стали.
Во время Великой Отечественной войны, преимущественно для железнодорожных мостов, применялись фермы Гау - Журавского с обоими стальными поясами, что при отсутствии высокосортного леса повышало надежность нижнего растянутого пояса и оправдывалось значительно большей простотой изготовления ферм по сравнению с чисто металлическими; имеются типовые проекты ферм Гау - Журавского со стальным нижним поясом для автодорожных мостов пролетом 52,5 м.
Восходящие раскосы делаются из двух-трех элементов, нисходящие соответственно из одного-двух; угол наклона их назначается в пределах от 35 до 60°. Дубовые узловые подушки имеют поперечное (к плоскости фермы) направление волокон. Тяжи применяются диаметром от 20 до 100 мм, концы их осаживаются под нарезку и снабжаются контргайками; конструкция узлов должна обеспечивать удобство подтягивания тяжей в период эксплуатации.
Фермам Гау - Журавского должен придаваться строительный подъем, равный в автодорожных мостах fстр =1/300∙l, в железнодорожных fстр=1/500∙l. Фермы этой системы обладают высокой надежностью и достаточной жесткостью при систематическом подтягивании тяжей в условиях эксплуатации.