Для автодорожных деревянных мостов больших пролетов одним из наиболее рациональных решений являются мосты с фермами комбинированных систем (рис. 1). При большой высоте берегов целесообразно применение распорных гибких арок с фермой жесткости (рис,. 1, д). Наиболее употребительной является система, состоящая из гибкой арки с фермой (балкой) жесткости, пояса которой, работая на растяжение, воспринимают распор арки (рис. 1, а, б, в); на изгиб ферма жесткости работает преимущественно под влиянием временной односторонней нагрузки.
Рис. 1. Основные схемы сложных комбинированных систем мостов
Эффективность применения ферм с комбинированными системами определяется следующими соображениями. При увеличении пролета до 40 - 50 м в мостовых деревянных фермах с параллельными поясами значительно возрастают усилия в решетке, что вызывает иногда большие трудности при конструировании узлов. Переход к балочным фермам с криволинейным или полигональным очертанием верхнего пояса, существенно уменьшая величину усилий в решетке от постоянной нагрузки, значительно облегчает конструирование узлов. Эти фермы имеют несомненные преимущества перед деревянными балочными фермами с параллельными поясами. К недостаткам их относятся: трудности защиты от загнивания, нестандартность элементов и узлов, трудность сохранения рациональной длины панели при оптимальных углах наклона раскосов, большая длина элементов решетки, выходящей за пределы сортамента. Рациональное решение при пролетах около 50 м и более дают комбинированные системы деревянных конструкций. Обладая всеми преимуществами ферм с криволинейным верхним поясом, они не имеют указанных выше недостатков и одновременно дают возможность радикально защитить фермы от увлажнения и загнивания путем устройства водонепроницаемой проезжей части по верхнему поясу фермы жесткости и устройства обшивки с вентилируемой прослойкой по аркам и подвескам.
На участках от мест примыкания к ферме жесткости до верха портальных рам (см. рис. 2) арки либо вовсе не закрепляются связями, либо имеют промежуточное крепление к полурамам, образуемым жесткими подвесками, защемленными в нижних поперечных связях, расположенных под проезжей частью, которыми обычно являются поперечные балки.
В большинстве построенных мостов арки выполнены из гнутых досок на гвоздях и болтах; фермы жесткости — по системе Гау-Журавского. В период Великой Отечественной войны получила распространение конструкция в виде двутавровой балки жесткости на гвоздях с перекрестной стенкой (рис. 2). Помимо простоты самой конструкции и ее изготовления, эти балки отличаются большей надежностью, чем сквозные фермы. В производстве работ хорошо оправдал себя наплавной метод монтажа пролетных строений.
Рис. 2. Пролетное строение моста комбинированной системы пролетом 41,5 м
Рис. 3. Двухцепной висячий мост с деревянной фермой жесткости типа Гау - Журавского со средним пролетом 100 м,
построенный в 1936 г. по проекту инж. С. А. Цаплина
В описанном решении эта ферма, оптимальная для мостов больших пролетов, является конструкцией построечного изготовления. Она с успехом может быть применена в условиях заводского производства в случае выполнения арки из крупных клееных транспортабельных блоков, а фермы (балки) жесткости в виде сквозной конструкции с узлами на клеестальных шайбах или клееной балки со стенкой из водостойкой фанеры с пропиткой всех элементов маслянистыми антисептиками.