Подкосные системы применяются в строительстве, в том числе в мостах с древнейших времен.
В подкосных мостах сплошного сечения в промежуточных опорах подкосы позволяют увеличить пролет моста при одном и том же сечении прогонов. Однако это усложняет конструкцию, особенно в месте сопряжения подкосов с опорами. Основные и наиболее распространенные комбинированные схемы подкосных мостов показаны на рис. 290.
Рис. 1. Схемы подкосных мостов
На рис. 1:
а — одноподкосная, L = 4 ÷8м; f/L=1/3÷1;
б — трапециевидно-подкосная, L = 6 ÷9м; f/L=1/5÷1/4;
в — ригельно-подкосная, L = 6 ÷12м; f/L=1/4÷1/3;
г — двухподкосная, L = 6 ÷9м; f/L=1/5÷1/3,5;
д — трапециевидно-подкосно-ригельная, L = 12÷18, f/L=1/4÷1/3,5;
е — арочно-подкосная (применима не только при деревянных, но и при каменных опорах), L=16÷24м; f/L=1/5÷1/4.
В подкосных мостах, не имеющих затяжек, промежуточные опоры кроме воспринятия сжимающих усилий от вертикальной нагрузки работают на изгиб от распора, вызываемого нагрузкой одного пролета; распор от постоянной нагрузки при одинаковых пролетах уравновешивается.
Поскольку зона наибольшего изгибающего момента в опоре совпадает с местом примыкания подкосов, неизбежно ослабленным врубками и болтами и более всего подверженным опасности загнивания от увлажнения водой (стекающей по подкосам), гибкие опоры из одного ряда свай можно применять только в подкосных мостах небольшого пролета при малой высоте опор, при высоких опорах переходят к более жестким опорам, в частности к башенным.
Подкосные мосты, особенно из круглого леса и более сложных систем, являются типичными конструкциями построечного изготовления ввиду чрезвычайного обилия врубок в узлах и неизбежности пригонки их при сборке конструкций, что исключает возможность защиты элементов от гниения путем только заводской пропитки. В связи с этим подкосные мосты мало пригодны для индустриального производства. Как показал опыт двух мировых войн, подкосные мосты оказались мало пригодными также и в условиях военного времени, когда большое значение приобретают сборность конструкции, быстрота и простота ее возведения. Область применения подкосных систем ограничивается временными мостами и эстакадами, возводимыми построечным способом из местных лесоматериалов.