Достоинствами деревянных мостов являются быстрота возведения в любое время года и невысокая строительная (первоначальная) стоимость, особенно для мостов небольших пролетов, значительно меньшая, чем для мостов из других материалов.
Указанные положительные качества деревянных мостов делают применение деревянных мостов перед мостами из других материалов более выгодным в многолесных районах, где дерево является местным материалом, а также в условиях, когда необходимо быстрое сооружение временной переправы, и т. п. К недостаткам деревянных мостов следует отнести более высокую, чем в мостах из других материалов, стоимость содержания и ремонта, подверженность загниванию и сгораемость.
Стоимость ежегодного содержания и ремонта деревянных мостов составляет в среднем 2,5% от их первоначальной строительной стоимости, что в 2 - 3 раза превосходит стоимость содержания стальных и в 8 - 10 раз — каменных и железобетонных мостов. Гниение является основным фактором, ограничивающим срок службы деревянных мостов. Для мостов из непропитанной древесины, не защищенной от непосредственного увлажнения, этот срок составляет 8 - 12 лет, причем у мостов из сырого леса он иногда снижается до 5 - 6 лет; на дальнем севере мосты, возводимые из лиственницы, служат значительно дольше.
Наряду с этим имеются примеры большой долговечности крытых деревянных мостов (через реки Мсту, Пскову, Пахру и др.). Своей долговечностью они обязаны применению распространенного в мостах прошлого времени конструктивного приема защиты от гниения путем устройства крыши и боковой обшивки, предохраняющих мосты от непосредственного увлажнения атмосферными осадками.
В автодорожных мостах с ездой поверху защитную роль может выполнять водонепроницаемая проезжая часть с тротуарами на консолях, защищающими наружные фермы от косого дождя. При большой высоте пролетного строения и малом вылете консолей необходимо, кроме того, устройство боковой обшивки.
Применяя в таких мостах для защиты от конденсационного увлажнения антисептические обмазки, которыми при сборке конструкции покрываются все сплачиваемые поверхности элементов, узловые сопряжения и пр., можно радикально защитить конструкцию моста от гниения и обеспечить любой (по условиям экономическим и морального износа) срок службы моста, доведя его в случае надобности до 40 - 60 лет. Аналогичные методы защиты от гниения могут быть применены без нарушения архитектурных требований и в мостах комбинированной системы с ездой понизу или посредине.
В тех случаях, когда описанные конструктивные методы защиты оказываются нецелесообразными из условия экономии материала или по соображениям конструктивно-производственного порядка, обеспечивает срок службы в течение 30 - 35 лет, даже в неблагоприятных условиях.
Пожарная опасность в автодорожных мостах при езде по верху и несгораемом покрытии проезжей части незначительна. В железнодорожных мостах при паровозной тяге эта опасность больше.
Пролеты современных балочных железнодорожных и автодорожных деревянных мостов, как правило, ограничиваются 40 - 60 м. Деревянные конструкции находят широкое применение при строительстве эстакад на подходах к мостам, на промышленных предприятиях (для транспортирования песка, известняка, руды, угля и др.), в виде пешеходных мостиков и т. п.
Эстакады, имеющие кровлю и стены, называются галереями; в случае необходимости они устраиваются утепленными. Эстакады и галереи бывают горизонтальные и наклонные; по своему конструктивному решению они аналогичны мостам.