Проектирование и расчет деревянных мостов производится в соответствии со специальными нормами и техническими условиями. Разность между отметками ездового полотна и низшей точки пролетного строения в одном и том же поперечном сечении моста называется строительной высотой моста.
При пересечении рек с невысокими берегами, в путепроводах на ровной местности и в других подобных условиях всякое повышение отметки ездового полотна влечет за собой увеличение высоты моста и объема земляных работ по устройству подходов к мосту, связывающих его с берегом, а следовательно, увеличивает и стоимость всего мостового перехода. В этих случаях необходимо стремиться к минимальной строительной высоте. Величина последней является решающим фактором при выборе системы пролетного строения и расположения езды; мосты в этом случае обычно устраиваются с ездой понизу.
В мостах через реки с высокими берегами, в путепроводах над дорогой, проходящей в глубокой выемке, и т. п. возможная строительная высота оказывается больше необходимой высоты, выбираемой на основании общих соображений (экономических и пр.). Это дает возможность осуществлять мосты с ездой поверху, дающие, как правило, наиболее экономичное решение.
Езда поверху позволяет:
В деревянных мостах с ездой поверху имеется еще одно существенное достоинство: при надлежащей конструкции верхнее ездовое полотно дает возможность надежно защитить все несущие части пролетного строения от непосредственного увлажнения атмосферными осадками и тем самым от загнивания.
При расчете деревянных мостов пролет мостовых ферм приближенно можно принимать равным: l = 1,04 lo ÷ 1,06lo
где lo — пролет в свету.
Наиболее рациональная по экономическим соображениям величина пролета в многопролетных мостах определяется из условия равенства стоимостей пролетного строения и опор.
Предварительное определение собственного веса главных ферм мостов (на единицу их длины) производится по формуле:
qф=[qэквk'а+qпр+qc]/[(1000/kс.в.l)-1]
где qэкв — временная эквивалентная погонная нагрузка;
k'а — коэффициент, для балочных ферм равный единице, для арочных — приблизительно 1,6;
qпр — вес проезжей части на единицу длины моста;
qc — вес связей на единицу длины моста;
l — расчетный пролет в м;
kc.в— коэффициент собственного веса.
Предварительный ориентировочный вес связей в тоннах на 1 м моста можно определить по формуле:
qc = 0,006l,
где l — пролет моста в метрах.
Формула дает несколько преуменьшенное значение веса связей для мостов пролетом менее 20 м.
Временная вертикальная нагрузка (железнодорожный поезд, автомобили, гусеничная нагрузка или толпа) и временная горизонтальная (от давления ветра, сил торможения и т. п.) устанавливаются соответствующими техническими условиями. На эстакады и галереи действует временная вертикальная нагрузка от транспортеров, вагонеток, снега, толпы и горизонтальная — от ветра.
Действие температуры в расчете деревянных мостов не учитывается. В мостах смешанной конструкции, в висячих и вантовых мостах учитывается влияние изменения температуры в стальных элементах.