В тех случаях, когда однотипные железобетонные или каменные сооружения возводятся последовательно, следует применять передвижные или сборно-разборные кружала.
Примером повторного использования кружал могут служить деревянные кружала железобетонного трехпролетного моста под обыкновенную и железную дорогу через р. Элорн между Брестом и Плугастелем во Франции, открытого для движения в 1930 г. Конструкция кружал (По проекту инж. Фрейсине), в принципе аналогичная кружалам моста de la Caille, представляла собой деревянные двухшарнирные дощатые арочные фермы на гвоздях со стальной затяжкой пролетом l= 150 м со стрелой подъема f = 1/5l и постоянной высотой h = 2,8 м.
Кружала — из восьми ферм с решетчатой стенкой, имевших общий верхний пояс из досок сечением 20×8 см и отдельные для каждой фермы нижние пояса — каждый из четырех досок сечением 8×23 см. Роль горизонтальных связей по верхнему поясу выполнял двойной перекрестный настил из досок толщиной 20 мм; по нижнему поясу были также устроены дощатые связи. Сборно-разборные кружала изготовлялись на специальных козлах-подмостях на берегу и затем на двух понтонах доставлялись к месту постройки моста, где они подвешивались с помощью специальных домкратов к заранее забетонированным выносным пятам железобетонных арок. На рис. 1 кружала показаны в момент вывода их из-под арки первого пролета; эти же кружала были использованы для бетонирования арок следующих двух пролетов.
Рис. 1. Вид двухшарнирных арочных кружал моста через р. Элорн в момент вывода их на плаву из-под забетонированной арки первого пролета (1928 г.)
На рис. 2 показаны подвижные кружала для бетонирования неразрезных железобетонных сводов-оболочек. Особенностью этих кружал является возможность опускания верхней их части при помощи тросов и лебедки, что необходимо для продвижения кружал под промежуточными железобетонными диафрагмами, служащими опорой для сводов-оболочек.
Рис. 2. Подвижные кружала для бетонирования сводов-оболочек
Рис. 3. Сборно-разборная конструкция инвентарных кружал, применяемая при постройке арочных мостов пролетом от 9 до 100 м
(а — для малых пролетов; б — для средних пролетов; в — для больших пролетов)
На рис. 3 изображена конструкция инвентарных сборно-разборных арочных кружал (Системы инж. Круциани), выполняемых из стандартных заготовок и применяемых в последние годы за рубежом для пролетов от 9 до 100 м, а на рис. 4 — вид кружал пролетом 100 м в процессе их монтажа. Кружальные арки были соединены между собой поперечными связями и расчалены оттяжками против опрокидывания.
Рис. 4. Монтаж инвентарных кружал пролетом 100 м на постройке арочного моста в Варезе
Оригинальной особенностью конструкции является отсутствие рабочих связей в пакетах поясов из гнутых досок. Связь между досками обеспечивается силами трения, создаваемыми натяжением тяжей, угол наклона которых, равно как и деревянных стандартных раскосов, принят меньше угла трения, что исключает возможность сдвига узловых подушек и швеллеров. При малых пролетах кружала делаются из пакета гнутых досок, стянутых хомутами (рис. 3, а).
Неприменимое в сооружениях постоянного назначения, это конструктивное решение, чрезвычайно упрощающее сборку и разборку кружал, вполне приемлемо для сооружений временного назначения. При выполнении кружал из сухих досок и надлежащем натяжении тяжей при сборке надежность конструкции является достаточно обеспеченной, поскольку при кратковременном использовании сборно-разборных кружал на каждом объекте силы трения не могут существенно уменьшиться вследствие усушки.