Если сравнивать отечественный розничный рынок строительных материалов с рынком зарубежных стран, то разница будет очевидной: по сравнению с развитыми странами, этот сегмент рынка в России находится буквально в зачаточном состоянии. Он недостаточно хорошо и эффективно организован, что существенным образом влияет на темпы его развития. Однако нельзя не отметить, что в течение последних нескольких лет на российском розничном рынке стройматериалов наблюдается позитивная тенденция – происходит рост его объемов. Так, в период с 2006 по 2008 год объемы рынка выросли на 25 процентов. Это, в первую очередь, объясняется интенсификацией рынка жилищного строительства, особенно в крупных городах страны.
Что касается 2011 года, то прогнозы розничного рынка строительных материалов также является вполне благоприятным. Уже сегодня есть все основания полагать, что по итогам года рост объемов продаж стройматериалов в розницу может вырасти на 8 процентов. Кроме того, предполагается, что до 2014 года темпы роста рынка будут становиться все интенсивнее – называются цифры в 15 процентов. На рост объемов продаж будет влиять увеличение объемов выдаваемых населению ипотечных займов. В этом плане показательны результаты 2010 года – по сравнению с 2009 годом, объем выданных ипотечных кредитов вырос в два с половиной раза.
Напомним, что до начала второго полугодия 2008 года ситуация на российском рынке строительных и отделочных материалов складывалась в пользу сетевого ритейла. Сетевые магазины, как российские, так и зарубежные, активно расширяли свою деятельность. Однако финансовый кризис внес в планы развития рынка свои коррективы. Так, в 2009 году некоторые ритейлеры отмечали существенное снижение уровня покупательской способности россиян. Уровень спроса начал катастрофически падать, а девальвация рубля спровоцировала повышение стоимости на строительные материалы иностранного производства.Кроме того, практически все российские банки подняли кредитные ставки, что повлияло на темпы сдачи в эксплуатацию жилых домов. Стремясь максимально снизить ущерб, нанесенный кризисом, ритейлеры проводили различные специальные акции и объявляли о скидках, тем самым пытаясь стимулировать спрос. Однако последствий избежать не удалось: за 2009 и 2010 годы количество сетевых ритейлеров, работающих на российском рынке, сократилось почти на 10 процентов. На плаву остались, в основном, магазины формата DIY, так как в условиях нестабильного и низкого спроса они проводили политику по снижению стоимости товаров и расширяли ассортимент, в то время, как магазины других форматов не спешили принимать подобные меры.
Кроме того, в 2010 году был отмечен прирост объемов реализации строительных материалов в российских регионах. Так, самый высокий показатель увеличения объемов продаж был зафиксирован в Дальневосточном и в Приволжском федеральных округах. Там в 2010 году было продано на 12 процентов и на 16 процентов больше строительных материалов, чем в 2009 году. Для сравнения, в Центральном федеральном округе в 2010 году было продано всего на 7 процентов больше строительных и отделочных материалов, чем в 2009 году. Но следует отметить и тот факт, что в Центральном регионе работает достаточно много розничных сетевых магазинов стройматериалов, в то время, как Приволжский и Дальневосточный округа все еще представляют достаточно обширную площадку для дальнейшего роста сетевого ритейла. Уже сегодня можно предположить, что до конца 2011 года спрос на строительные материалы будет увеличиваться, равно как и конкуренция между «сетевиками» в регионах России. Среди факторов, которые могут оказать влияние на интенсивность развития рынка сетевого ритейла отделочных и строительных материалов, можно выделить такие, как, например, увеличение объемов ипотечного кредитования, активное развитие сетевых магазинов, повышение уровня благосостояния населения. Что касается сдерживающих факторов, то среди них отметим стагнацию в области строительства, а также повышение уровня инфляции.