Российский рынок сантехники, который достаточно тяжело пережил кризисный 2009 год, в прошлом году начал постепенно восстанавливаться, причем, это касается практически всех его основных показателей.
Следует отметить, что, в целом, последние пять лет показали, что развитие рынка сантехники было достаточно неравномерным, и это касалось совершенно разных его сегментов. Так, сегмент санитарно-керамической продукции за последние несколько лет развивался достаточно стабильно. К примеру, в соответствии с показателями объемов и интенсивности производства сантехнической керамики в России в последние несколько лет можно было каждый год наблюдать прирост, который в среднем составлял 4,5 процентов. Однако показатели прироста несколько варьировались в зависимости от той или иной товарной группы. Главным образом, увеличение объемов производства происходило за счет повышения объемов производства такой продукции, как бачки и унитазы. В то же время, в сегменте такой продукции, как керамические умывальники, объемы производства в указанный период практически не изменились.
В таком сегменте рынка сантехнической продукции, как изделия и оборудование из металла, достаточно явно прослеживалась тенденция к изменению доли производства в зависимости от той или иной группы товаров. В целом было зафиксировано сокращение объемов выпуска сантехники из металла, однако на его фоне было отмечено увеличение объемов производства ванн из стали и чугуна, причем, больше всего выпускалось именно стальных ванн, а эмалировка ванн из стали или чугуна для их восстановления получила заслуженную популярность.
Примечательно, что в последние пять лет на рынке России в сегменте такой продукции, как ванны, особенно активным было производство акриловых ванн. Так, в 2006 году доля таких изделий составляла примерно один процент от общего количества проданных ванн, а в прошлом году доля акриловых ванн составила целых 14 процентов.Однако следует помнить, что полимерная сантехника объективно является одним из наиболее активно развивающихся сегментов.
Как показали прошедшие пять лет, российский рынок сантехнического оборудования на протяжении всего этого времени был открыт к интеграции. Самые крупные участники рынка поделили сферы своего влияния на нем, и примечательно, что среди крупнейших производителей была достаточно сильна тенденция к интеграции. К примеру, крупные холдинги были представлены на рынке как объединившиеся производственные мощности, либо как объединения тех или иных компаний, которые занимаются производством определенных видов керамической продукции. Нередко на рынке можно было встретить и группы предприятий, состоящие из торговых и производственных компаний. Что касается финансового положения крупных и влиятельных игроков рынка, то оно отличалось стабильностью. Так, практически ни одна компания, входящая в топ-5 сантехнического рынка России, не выходила по итогам своей деятельности в минус, даже в условиях достаточно жесткого для отрасли кризиса. В таких условиях попасть на рынок относительно небольшим компаниям стало практически невозможно.
Что касается объемов импортной продукции, поступающей на российский рынок, то ее доля по-прежнему остается весьма существенной. Основными поставщиками сантехнической продукции из-за рубежа на протяжении многих лет остается Китай, доля полимерной сантехники которого составляет 77 процентов от всего импорта в Россию, а также такие страны, как Испания, Чехия, Германия, Украина, что тоже вполне традиционно. И именно китайская продукция является главным конкурентом сантехники российского производства. Сантехника из Европы представлена, в основном, в среднем и в высоком ценовом сегменте, в которых влияние отечественных производителей практически минимально. Примечательно, что сантехника из Европы осваивает отечественный рынок в последнее время достаточно активно; зарубежные компании, в частности, активно развивают свое производство в России, а также приобретают российские предприятия.