По итогам 2011 года, рост стоимости цемента производства российских предприятий может составить 13 процентов. Напомним, что в августе прошлого года средняя стоимость отпускаемого цемента составляла почти 3 тысячи рублей за одну тонну. Если сравнить этот показатель с данными за 2009 год, то можно будет проследить увеличение стоимости почти на 30 процентов. Следовательно, намечавшаяся тенденция к росту цен на этот строительный материал в точности повторяет ту ситуацию, которая складывалась на российском рынке в 2007 году. Увеличение стоимости цемента в период с 2007 по 2008 год был обусловлен, в первую очередь, так называемым "цементным кризисом", одним из последствий которого стал острый дефицит строительного материала. Кроме того, особую роль в восстановлении рынка производства цемента сыграли и масштабные поставки экономичной продукции производства предприятий Китая и Турции.
Говоря о ситуации на мировом рынке производства цемента, необходимо отметить, что даже в период финансового кризиса динамика оставалась положительной, и, пожалуй, первые снижения можно было увидеть только в конце 2008 года. Во многом благодаря растущему производству цемента в таких странах, как Индия и Китай, удалось компенсировать сокращение объемов производства этого строительного материала в Европе и в Америке. Что касается России, то в течение нескольких последних лет рост потребления цемента начал увеличиваться в связи с повышением темпов строительства, а также с началом реализации масштабного проекта - подготовка к сочинской Олимпиаде-2014 и к Универсиаде. Впрочем, несмотря на то, что российские предприятия постепенно наращивают свои производственные мощности, растущий спрос на цемент в существенном объеме удовлетворяется за счет импортной продукции.
Что касается повышения стоимости цемента на российском рынке, то такое положение дел легко объяснить несколькими факторами. Прежде всего, это и растущие показатели отрасли, о которых уже упоминалось, а также увеличение объемов операций в сфере внешней торговли, и, что немаловажно, развитие логистических систем.Известно, что в России сложилась достаточно сложная ситуация со спецтехникой, а именно - с цементовозами. Их нехватка очевидна. С приходом лета, которое традиционно считается сезоном особого повышения объемов грузооборота, цена на доставку груза (в которую включена и плата за провоз, и плата за аренду железнодороджных вагонов) также повысились, причем, достаточно существенно. Так, в зависимости от направления, в 2011 году, если сравнивать его показатели с 2009 годом, стоимость перевозок увеличилась в диапазоне от 30 до 100 процентов. По мере появления проблем, связанных с доступностью цементовозов, резко увеличилась доля автомобильного транспорта, используемого для перевозки цемента. Так, летом этого года с помощью автотранспорта перевезли порядка 40 процентов всего цемента, изготовленного на территории России. И это - при том, что, как правило, доля автотранспортных перевозок не превышает одной третьей от всего объема перевозок цемента.
Необходимо также отметить и то, что в 2008 году была отменена пошлина на экспорт цемента в Россию. Такая мера была принята, прежде всего, из-за конечных потребителей этого строительного материала, а также с целью максимального удовлетворения потребностей рынка. Однако сегодня государство стало больше внимания уделять именно производителям цемента. Так, одной из наиболее важных стратегических составляющих российских задач из числа поставленных президентом страны - это сокращение энергоемкости российской экономики на 40 процентов до 2020 года. Отрасль производства цемента, в которой, как известно, объем потребления энергоресурсов особенно высок, может существенно сократить показатели энергопотребления уже в обозримом будущем. Новые производственные мощности, введенные в эксплуатацию за последние годы, уже являются ориентированными на производство цемента так называемым сухим способом.