Для производства битумов в России используются остаточные продукты нефтепереработки: экстракты селективной очистки масляных фракций, различные гудроны, асфальты деасфальтизации, мазуты, битуминозные нефти, нефтешламы и др. В номенклатуре нефтеперерабатывающих предприятий битум всегда считался отходом производства, чем и было обусловлено его низкое качество. С началом техперевооружения отечественных НПЗ, которое потребовалось для увеличения производства котельного и моторного топлива. В результате основное сырья для изготовления битума (слоп, гудрон и асфальт) стало меньше в общем объеме отходов, а сами компоненты стали более тяжелыми.
Объемы дорожного строительства в Росси возросли за последние десятилетия на порядок, что безусловно подняло спрос на специальные битумы Улучшенный и обычный БНД, а также модифицированный БНДМ. Также возросла потребность в специальной технике для перевозки битума. Любой асфальтобетонный завод использует в своем производственном цикле битум наряду с песком, и минеральными составами. В разных климатических зонах необходимо использовать разные типы битумов с особыми характеристиками пластичности, хрупкости, вязкости с целью свести к минимуму повреждения дорожного покрытия в сезон.
В целом спрос на битум можно отнести к сезонному, полностью зависящему от производства дорожных работ с апреля по ноябрь включительно. Это определяет и отпускную цену на битумы у производителей. Кроме того, на стоимость битума очень сильно влияют колебания цен на нефть, дефицит которой только возрастает. По мнению экспертов, стоимость битума в ближайшей перспективе приблизится к ценам на качественное топливо, что сделает использование битума в дорожно-строительных работах нерентабельным.
На большей части НПЗ давно и физически, и морально устарело основное технологическое
оборудование битумных установок, на ряде производств, не оснащенных современными
окислительными колоннами, продолжается эксплуатация устаревших трубчатых реакторов,
характеризующихся повышенной пожарной и экологической опасностью.
На качество отечественного битума влияют два основных фактора – сильно устаревшее оборудование и качество исходного сырья.На большинстве НПЗ до сих пор эксплуатируются пожароопасные трубчатые реакторы, не установлены окислительные колонны. С сырьем, показатели которого сложно проконтролировать, другая проблема – технология компаудирования не применяется пока отечественными производителями. Основной стандарт для дорожных битумов ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие», но ему не соответствует и половина производимых битумов в России.
Между тем, для увеличения надежности дорожных покрытий и увеличения срока службы до 25 лет достаточно использовать качественный битум, как важнейший компонент. В настоящее время для решения этой задачи есть два пути и оба высоко затратные – покупка битумов за рубежом или строительство специальных заводов по выпуску битума. На сегодняшний день принята одна мера в этом направлении – «Росавтодор» централизовал закупки высококачественных битумов у НПЗ и предприятий–производителей.