К настоящему моменту в России нерешенными остаются проблемы выбора выгодных и прогрессивных технологий для дорожного строительства, а также для восстановления и ремонта покрытия автомобильных трасс всех известных типов. Речь, прежде всего, идет о том, что те методы и принципы дорожного строительства и реконструкции, которые практикуются в настоящее время, фактически, не обеспечивают установленного срока эксплуатации автомобильных дорог, и не предотвращают появления различных дефектов покрытия и трещин даже на протяжении первого года активного использования.
Если рассматривать ситуацию в сегменте дорожного строительства, которая складывается сегодня за пределами России, то технологический прогресс достаточно очевиден. Примечательно, что он выражается как в разработке, так и в активном использовании на практике высокотехнологичных и прогрессивных способов дорожного строительства и реконструкции. К примеру, в США сегодня все более высокую популярность приобретает такая инновационная технология, как тонкая и глубокая холодная регенерация слоев дорожной одежды.
Технические нормы реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог в настоящее время предусматривают проведение ремонта дорожных одежд нежесткой категории, которым очевидно необходимо усиление, причем, стандартным способом, равно как и известным многим методом термопрофилирования. Основным недостатком перечисленных методов можно назвать появление в уложенных либо восстановленных слоях покрытия трещин, что, в итоге, приводит к существенному сокращению сроков службы реконструированного покрытия, если сравнивать его с изначально запланированным сроком эксплуатации.
После начала применения фрезерных дорожных машин в ряде зарубежных стран достаточно широко стали практиковать так называемый способ "переукладки", в рамках которого подразумевается своевременное удаление утративших несущую способность асфальтобетонных элементов дорожной одежды, а также прокладка монолитных слоев.Такой метод обеспечивает возможность добиться формирования дорожной одежды со сроком эксплуатации, который сопоставим с тем, что достигается в условиях нового строительства. Среди недостатков метода можно отметить то, что в его рамках всегда предусматривается внушительный расход смеси асфальтобетона, а также высокую цену работ.
Одним из наиболее интересных и значимых достижений в сфере асфальтирования и благоустройства автомобильных дорог можно назвать метод холодной глубокой регенерации, в рамках которого предоставляется возможность уже повторно и не менее эффективно использовать материалы, оставшиеся от предыдущей дорожной одежды. Проведение реконструкционных работ без необходимости разогрева материала, оставшегося от предыдущих работ, наносит несущественный ущерб окружающей среде, а также заметно сокращает объемы затрат энергетических ресурсов. По таким характеристикам, как экономичность и целесообразность применения, данная технология, к настоящему времени, не имеет аналогов. В Российской Федерации опыт применения метода холодной регенерации все еще остается незначительным.
Метод холодной регенерации базовых слоев дорожной одежды реализуется путем тщательного измельчения покрытия, часто даже одновременно с захватом и определенной доли основания, при применении метода холодного фрезерования. После этого начинается введение в сформированный асфальтобетонный гранулят скелетного, а также специального вяжущего материала, а также других добавок, в случае появления такой необходимости. После этого выполняется перемешивание компонентов для получения особой асфальтогранулобетонной смеси. Полученная смесь распределяется как конструктивный слой, далее производится уплотнение верхнего слоя, после чего смесь превращается в асфальтогранулобетон.