Начиная с июля 2010 года каждая российская строительная компания должна состоять в саморегулируемой организации (СРО), а также иметь от этой организации допуск проведение работ. Отметим, что еще до вступления в силу соответствующего закона, у многих возникали опасения, что средний даже малый бизнес попросту не сможет функционировать после его фактического принятия. Дело в том, что вступительные, равно как членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд, страхование ответственности, как предполагалось, должны были существенно облегчить лицевой счет компаний - в сумме, почти на миллион рублей, а для проектно-изыскательских организаций эта сумма составляла был от 500 до 600 тысяч рублей. Спустя полгода после того, как закон о СРО был принят и вступил в силу, число участников рынка, на самом деле, сократилось. Так, если строительных лицензий по стране в целом было оформлено не менее 350 тысяч, то членами СРО стали не более 250 тысяч компаний. Однако назвать в качестве основной причины экономический кризис, либо закон, невозможно. Не следует забывать и о том, что определенные компании могли лишь оформить лицензию, а после остановить свою деятельность, причем, еще до кризиса, либо до вступления в силу соответствующего закона. При этом, малый бизнес, так или иначе, но получил определенное послабление, так как индивидуальное строительство, в частности, возведение коттеджей, физическим лицам было разрешено вести даже без обязательного вступления в СРО, а также без оформления допуска на работу от этой организации.
В процессе обсуждения закона о СРО часто звучало мнение, что в небольших российских городах, население которых составляет несколько сотен тысяч, достаточно сложно будет сформировать СРО, так как в подобном населенном пункте просто не наберется даже ста строительных компаний, иными словами - участников не хватит и на одно СРО.Впрочем, строители начали вступать в СРО из других регионов, то есть, такая возможность была у всех.
В год принятия закона на строительном рынке России, в частности, в регионах, активно шел процесс слияния и поглощения. Развернули деятельность также и мошенники, которые решили спекулировать на желании компаний сэкономить. Так, даже сегодня сеть Интернет буквально пестрит объявлениями, предлагающими услуги по вступлению в СРО за один день, по стоимости в несколько тысяч рублей. Сегодня в России насчитывается, как минимум, сто строительных компаний, которые проявили неосторожность и откликнулись на подобные объявления, приобрели "сертификаты", и, как итог, могли вести свою деятельность, однако до первой же проверки Ростехнадзора. Уже после того, как компания попалась на ведении деятельности по фальшивым документам, восстановить репутацию уже практически невозможно, равно как и вступить в настоящее СРО. Случалось, что в подобных ситуациях компаниям приходилось менять юридическое лицо, а некоторые и вовсе покидали рынок. Дело в том, что для вступления в СРО компании необходимо выдержать достаточно сложную проверку. В частности, общественная организация тщательным образом проверяет сотрудников компании, уровень их образования, стаж работы. Проверка проводится и в отношении оборудования, на котором ведет свою работу та или иная организация.
Перед принятием закона о СРО многие были убеждены в том, что избежать монополизации рынка будет невозможно. Это было обусловлено тем, что СРО начали активно создавать самые крупные участники российского строительного рынка. В Москве в их числе оказались такие компании, как "Ташир" и "Интеко". Безусловно, для таких "монстров" крайне невыгодным делом была бы помощь конкурентам, которые вступили в их СРО. Поэтому риск ситуации, когда СРО начали бы нарушать закон о конкуренции, был высок. Однако его удалось избежать, пусть и частично. Ситуацию спасло то, что в президиум СРО, в соответствии с законом, должны быть включены и представители контролирующих органов, а они должны сохранять независимость. Кроме того, конкуренция между действительными СРО за число возможных членов стала причиной того, что их создатели постепенно начали предлагать ускоренную проверку документации и оформление допусков. Закон о СРО мог стать причиной роста фактов коррупции, что, впрочем, так или иначе, но связано с любым законом.
Среди других спорных моментов закона было также и разделение СРО на строительные и проектные организации. Так как одна и та же компания имела возможность вести деятельность сразу в двух сегментах, и это требовало от нее членства в двух СРО сразу, ей требовалось собирать два пакета необходимой документации, а также дважды оплачивать взносы. Но в больших городах начали создаваться так называемые СРО смешанного типа, и и это помогло решить проблему.