В преддверии нового 2013 года сначала Государственная дума, а после и Совет Федерации подписали проект закона о принципах защиты прав участников долевого строительства. На дня документ был одобрен также и российским президентом Владимиром Путиным. В чем заключаются недостатки и преимущества проекта закона, и каким образом он может отразиться на современном рынке нового жилья? Сможет ли закон помочь обманутым соинвесторам решить свои проблемы?
Новым решением, которое, как считают законодатели, обеспечит возможность для сокращения, а в перспективе и полной ликвидации проблемы обманутых соинвесторов, может стать закон о страховании гражданской ответственности застройщика за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение обязательств по передаче соинвестору квартир в элитных домах Спб, Москвы и других регионов, всех объектов, возводящихся с участием дольщиков. Кроме того, проект закона также обязывает к страхованию тех застройщиков, которые в своей работе используют финансовые средства дольщиков. В рамках нового закона, девелоперам потребуется будут подкреплять собственные обязательства, касающиеся передачи жилых помещений дольщику также и договором страхования ответственности, или, как вариант, банковским поручительством. При этом, застраховаться застройщик сможет как в коммерческой компании, так и путем вступления в ОВС. Авторы проекта закона считают, что таким образом можно будет вывести с российского рынка не менее 40 процентов застройщиков, признанных недостаточно надежными.
Изначально данный документ отличался большим количеством недоработок, впрочем, уже к третьему чтению закон претерпел несколько существенных изменений. К примеру, среди них необходимо отметить появление вариативности. Так, если еще в первой редакции застройщик был обязан ступить в общество взаимного страхования, то теперь у него появилась возможность выбора. Кроме данного варианта, девелопер также может получить и банковское поручительство, либо застраховать собственную ответственность на открытом рынке.
Невзирая на это, некоторые эксперты выражают свои сомнения в том, что проект закона действительно будет работать по максимуму. Эксперты подчеркивают, что подвергали проект закона критике еще в тот период, когда он готовился к первому чтению, и сегодня его продолжают критиковать - по той причине, что он направлен не на формирование относительно благоприятной среды на современном рынке долевого строительства, либо на профилактику ряда проблем данного сегмента рынка, а исключительно на формирование финансового запаса за счет соинвесторов. Ведь именно за их счет придется покрывать издержки массы фактов злоупотреблений и негативных явлений, тогда как проект закона был заявлен как инструмент борьбы с ними. Может появиться впечатление, что основной задачей этого документа является не решение проблем соинвесторов, но проблем власти и чиновников.
Указание в законе таких альтернатив, как возможность вступления в ОВС, можно назвать достаточно разумным решением, впрочем, продуманным все-таки не до конца. В частности, среди удачных изменений в закон можно отметить возможность получения банковского поручительства, ведь в том случае, если финансовая структура принимает участие в обеспечении необходимых условий для строительства, она тщательным образом проверяет надежность девелопера, а также оценивает и рентабельность самого проекта, осуществляет контроль целевого использования финансовых средств, равно как и самого процесса строительства. Логично было бы предположить, что в подобной ситуации для девелопера наиболее выгодным вариантом было бы использование поручительства банка.