Анализ ситуации с ЖКХ нужно начинать с истоков, а они могут показаться неожиданными. В еще царской России все вопросы этой сферы (эксплуатация жилья) относились к МВД. Соответственно, в СССР при НКВД было создано Главное управление коммунального хозяйства. Оно то и стало пращуром таких известных старшему поколению ЖЭКов. Именно в ведении ЖЭКов находились вопросы, связанные с:
- эксплуатацией жилья;
- ремонтом (капитальным и текущим);
- учетом и контролем жилья;
- ликвидацией аварий.
ЖЭКи являлись структурным подразделением РЖУ (районных жилищный управлений). В отличие от вышестоящих органов власти, которые «властвовали» от съезда к съезду, ЖЭКи были с жильцами круглосуточно. И если для исполкомов функция управления жилым фондом была одна из многих, то РЖУ уже был для этого предназначен. Поскольку все блочные дома принадлежали государству, то их обслуживание целиком находилось в его ведении. Поэтому и обращаться можно было только к «государственному служащему»: слесарю или сантехнику. Однако, анализируя плюсы и минусы этой системы следует избегать крайностей, у любой ситуации есть и то и другое.
Жилье бесплатно и всем
Поскольку все граждане страны работали на государство, то все были налогоплательщиками. Возможно поэтому и были деньги на такие колоссальные объемы строительства, которые можно увидеть только в «те» времена. Поскольку все платили налог, то все автоматически были в очереди на получение жилья. Вопросов с его получением было достаточно, но что однозначно — лиц без определенного места жительства фактически не было.
Проблемы с обслуживанием (ремонт и подобное) которые у многих вызывали массу негатива, можно довольно легко объяснить с современной точки зрения. Поскольку единственным владельцем было государство, то в сфере обслуживания была обыкновенная монополия.Как показывает опыт уже многих лет, чаще всего монополизация рынка дает негативные последствия, а именно, качество услуг падает, в борьбе за очередь обслуживания появляется «кумовство», взяточничество. Что и было объектом нещадной критики не только местного населения, но и всевозможной иностранной пропаганды.
Планирование vs хозрасчет
Еще одним слабым местом всей данной системы была зависимость финансирования от планов «спущенных сверху». Это нередко приводило к несоответствию количества выделенных слесарей с теми объемами работ, которые им предъявлялись. Возможно, «корень зла» данной ситуации кроется в середине 60-х годов, когда возникла необходимость решать, каким образом далее развивать народное хозяйство. Было предложено два варианта.
Академик Глушков предложил слишком инновационное на тот момент решение, о применении ОГАС (общегосударственный автоматизированный расчет). Для чего следовало использовать математическое моделирование, что позволило бы с высокой долей вероятности предсказать потребностей в том или ином товаре (услуге). Правда идея в конечном счете вела к упразднению институтов власти в привычном виде — все расчеты должны были делать ЭВМ.
Чиновники против увольнения чиновников...
Возможно это и направило экономику по второму пути (номенклатура — тогдашние чиновники всех мастей не хотели остаться не у дел), который был предложен Косыгиным и предлагал переход на хозрасчет. Однако здесь требовался подход, несколько не совпадающий с теорией социализма, поскольку подразумевал стандартные товарно-денежные отношения и рыночную экономику. Усидеть на двух стульях не удалось (рыночная экономика и государственное планирование) и для возмещения дефицита бюджета страна все активнее экспортировала нефть.
Прощайте ЖЭКи, здравствуйте трезвые сантехники
Распад СССР однозначно поставил точку в той роли, которая принадлежала ЖЭКам. Как и кооперативные дома, блочные дома с приватизированным жильем должны были теперь ремонтироваться самими жильцами. Тут появились как положительные, так и отрицательные моменты. Мелкий ремонт можно делать самому, что породило рынок частных строительных услуг. Те самые слесари и сантехники теперь стали гладко выбриты, трезвы и соревнуются между собой как в качестве предоставляемых услуг, так и в цене. Что несомненно является плюсом. Правда сразу добавим, что покупать стройматериалы и оплачивать услуги нужно из своего кармана. И тут оптимизм уже тает — если для богатых это возможность выделиться, то для других настоящая головная боль. Рынок стройматериалов значительно обогатился, что для конечного пользователя только хорошо, но на самые «инновационные новинки» обычно деньги есть только у состоятельных граждан, остальным это просто не по карману.
Вместе делать ремонт сложнее...
Но вот с ремонтом покрупнее (например крыша многоквартирного дома) сложнее — или чини ее над своей квартирой или подключай всех жильцов... верхнего этажа. В ряде случаев «разделение» дома доходит до того, что жильцов верхнего этажа считали «ответственными» за крышу, а первого — за подвал, что конечно же несправедливо. Если речь идет о кооперативных домах, то включаются различные схемы, при которых ремонт за счет даже тех денег, которые выплачены жильцами должен проводиться по схемам с подключением тендеров. Это однозначно осложняет их жизнь.
А что же коммунальщики?
Распад страны означал сокращение финансирования (порой, вплоть до прекращения), что приводило к необходимости перекладывать расходы на плечи жильцов. Разумеется, воду и газ жильцы себе сами не добывали, но всевозможные виды ремонта приходилось делать самостоятельно, привлекая мелкие строительные компании. Благодаря малому штату такие компании весьма доходны. Однако экономику еще никто не отменял — мелкие частные компании не могут конкурировать с крупным предприятием, что и собирается доказать И. Титенков (глава департамента горхозяйства Красноярска). В Красноярске уже планируется запуск муниципальной управляющей компании. Она будет конкурировать по цене и поддерживать уровень качества предоставляемых услуг, что в целом должно будет положительно сказаться на рынке ЖКХ услуг для многоквартирных домов по городу. В планах руководства выход на рынок сразу же с 25% демпингом существующих цен, что должно будет отсеять нерентабельные фирмы и улучшить ситуацию для простых граждан.
Заплати мне заплати
Ситуация с выплатами за потребленные услуги тоже оказалась непростой. Многие жильцы (по разным причинам) не платили по счетам, что значительно осложняло работу коммунальных служб. Законодательство СССР просто не предусматривало такое поведение и компании оказывались «безоружны» перед должниками. Что негативно влияло на общее качество предоставляемых услуг.
Однако на сегодня ситуация в корне меняется. Деньги у государства есть (может и не столько, сколько было «тогда»). Ремонт многих объектов идет полным ходом. Во избежание остановки счетчиков появляются технологии защиты от магнитов (то есть, в счетчик может быть установлен специальный маркер, который покажет факт появления сильных магнитных полей, которыми обычно и останавливают его). Как вариант уже рассматривается возможность выноса счетчиков в подъезд, что значительно снизит возможность любых махинаций.
Еще одним шагом станет разрешение от кабмина отключать за долги любые услуги. Кроме того, для существующего долга будет начисляться пеня, что должно сделать своевременную плату более привлекательной. Послабления в данной политике планируются только для многодетных и малообеспеченных семей. На сегодня задолженности по подобным платежам по стране в общем достигает нескольких миллиардов рублей. И далеко не всегда главные должники это неимущие граждане. Поэтому ужесточение в данной сфере будет хорошим подспорьем для бюджета.
На месте виднее, кто лучше работает
Кроме этого, намечаются такие изменения, как налаживание контроля со стороны населения за работой предприятий этой отрасли, что уже было высказано президентом. Следует отойти от той «неприкасаемости» которая была унаследована ЖЭКами, как дочерним образованием НКВД и сделать их работу максимально прозрачной для внешних наблюдателей. Это должно избавить коммунальные предприятия от коррумпированности и некомпетентности кадров (по крайней мере, так считают многие сотрудники этой сферы).
Подводя итог, можно сказать, что сфера ЖКХ сделала значительный рывок, по сравнению с тем, что было даже 10 лет назад и начинает не только выправлять существующие проблемы, но и внедрять (пусть пока и не повсеместно) новинки, как в сфере технологической, так и в сфере расчета (повышая дисциплину должников).