Болты и гайки окружают нас на каждом шагу – но мало кто отдает себе отчет, в каком количестве они содержатся в привычных нам предметах быта и не только.
Так, холодильник в среднем содержит порядка трех сотен болтов, легковая машина – 3500, самолет – полтора миллиона. Болты и гайки, которыми пользовались еще во времена Римской империи, делают окружающий нас мир прочнее.
История болтов начинается со штучного их производства много сотен лет назад. Болты оптом выпускаются относительно недавно: первый станок для их производства появился в конце 19 века в Соединенных Штатах Америки. Вначале резьба нарезалась методом горячего выдавливания рельефа, который не давал высокой точности ее нарезки. Затем изобретатели перешли на холодное пластическое формирование резьбы, которое применяется и в наши дни. Метод холодной накатки используется также для изготовления гаек.
Мощность современных технологических линий по оптовому выпуску болтов достигает 300 изделий в минуту. Происходит это, в общих чертах, следующим образом:
предварительно разогретая в печи проволока в мотках моется в серной кислоте, для уничтожения имеющейся ржавчины;
кислота смывается водой, и проволока-катанка покрывается фосфатом, защищающим ее от ржавчины в дальнейшем;
холодная стальная проволока под высоким давлением прокатывается через пресс-формы, которые сообщают ей нужный диаметр, нарезается кусками нужного размера, а в верхней части при этом отдельная пресс-форма формирует утолщение под будущую головку;
с помощью других пресс-форм головка болта приобретает традиционную шестигранную форму;
на другом конце болта, куда будет насаживаться гайка, отдельная машина срезает фаску, делая скошенную кромку;
наконец, также методом холодной штамповки, на заготовку наносится резьба требуемого шага.
В процессе производства, с помощью микрометров и калибров, необходимо осуществлять контроль качества, замеряя параметры нескольких взятых наугад болтов из каждой партии, чтобы исключить вероятность выпуска бракованной партии.