До 2015 года в столице планируют построить 30 транспортно-пересадочных узлов для того, чтобы жители окраин и Подмосковья имели возможность добираться до города на собственных машинах, а далее, оставив автомобили на специальных парковках, добираться до центральных районов на метро. Одним из первых ТПУ планируют построить в Лианозово, рядом с железнодорожной станцией. Здесь происходит пересечение железной дороги, МКАД, Дмитровского шоссе, Череповецкой улицы, Лианозовского проезда. В ближайшем времени сюда будет подведена ветка скоростного трамвая, а также по отдаленным планам сюда будет проложена линия метро. Решить транспортные проблемы и снять напряжение с узла должен транспортно-пересадочный узел.
Надо сказать, что проекты ТПУ, предлагаемые для других районов, существенно отличаются от того, который предлагается для Лианозово. Так, в остальных районах планируют строить «плоскостные» ТПУ, которые в одном уровне объединят все транспортные элементы. В проекте, который может быть реализован в Лианозово, пространство имеет несколько уровней.
Скоростной трамвай будет запущен по техническим железнодорожным путям в районе улицы Псковской. Одна из остановок войдет в состав ТПУ. Она будет связана с платформой Лианозово крытой галереей лентами траволаторов. По нему можно будет доехать до гаражного комплекса, платформы, автобусных остановок. Сама железнодорожная ветка будет включать четыре пути вместо двух нынешних, два из которых будут скоростными - для шереметьевских аэроэкспрессов.
Главной частью транспортно-пересадочного узла будет сам терминал. Согласно проекту, он будет включать три яруса, хотя при необходимости число этажей можно увеличить. В нижнем ярусе терминала будут находиться железнодорожные пути, автобусные терминала, посадочные площадки. Здесь же будут проходить три независимых автомобильных потока.Кроме того, здесь не будет светофоров, поскольку в них не будет нужны – пешеходы будут пользоваться надземными переходами или траволаторами. Отсутствие светофоров важно, поскольку они не будут создавать пробки.
На верхних ярусах над платформой будут находиться паркинги, куда автомобили будут въезжать по четырем рампам цилиндрической формы. Паркинг предназначен для размещения примерно 600 автомобилей. В соответствии с проектом, вторая часть многоярусных гаражей будет находиться вдоль перехода от станции к трамваю. Таким образом, вместимость паркинга составит около 1000 машиномест. Со временем она может быть увеличена за счет строительства второй очереди многоярусных гаражей.
Автором данного проекта стал московский студент, а теперь и аспирант МГСУ Егор Кругликов. Интересно, что обычно для проектировки столь масштабных проектов требуется множество специалистов – в данном же случае эту работу выполнил один-единственный человек, хорошо понимающий транспортные проблемы родного мегаполиса и пожелавший свои знания приложить к разработке действительно нужного для города проекта. Более того – в разработке проекта были реализованы наилучшие достижения и самые современные разработки, которые используются в подобных проектах в других странах. Надо сказать, что работа Егора Круглива уже получила одобрение градостроительного совета СВАО.