Практикуемый в настоящее время принцип строительства куполов, а также зданий так называемого купольного типа из обычного бетона, является очень трудоемкой и крайне сложной. Именно по этой причине здания подобного типа до сих пор не получили широкого распространения, несмотря на свою эстетичность и функциональность. Суть используемой сегодня технологии заключается, прежде всего, в необходимости возведения деревянной конструкции опорного типа. Именно она надежно фиксирует, удерживает строительный бетон до тех пор, пока материал окончательно не затвердеет. Безусловно, это увеличивает и сроки строительства. До недавнего времени, у данной задачи решения не было, однако специалистам Венского технологического университета удалось представить уникальную систему, которая имеет все шансы стать великолепной альтернативой сложному методу возведения зданий купольного типа. Речь идет о технологии, в рамках которой конструкция из бетона просто надувается, по тому же принципу, что и воздушный шар, и после этого стягивается прочными металлическими тросами.
Разработчики технологии, раскрывая суть инновационного метода, подчеркивают, что с самого начала на площадку, прямо на пластиковую, предварительно спущенную воздушную подушку, устанавливается целый ряд, состоящий из нескольких арматурных форм плоского типа. Следующим слоем устанавливаются строительные балки из стали, которые друг с другом фиксируются при помощи металлических тросов. Затем воздушная подушка начинает тщательно, аккуратно и достаточно медленно наполняться, собственно, воздухом. По мере того, как воздух наполняет сферу, она начинает поднимать бетонные плиты вверх. Плиты, в свою очередь, начинают сгибаться, и, в итоге, принимают форму, напоминающую купол. Примечательно, что стальные балки и тросы надежно фиксируют плиты, и удерживают их от разъединения. Каждая из плит выполняется в специфической конструкции, и имеет края клиновидной формы. Именно это обуславливает прочную, основательную блокировку элементов между собой.Затем, когда конструкция из бетона окончательно поднимается на нужную высоту, из подушки откачивается воздух, после чего она удаляется. Вслед за ней демонтируется трос, балки. Важно подчеркнуть, что по мере сгибания бетона, в конструкции материала появляются трещины, однако это, по мнению разработчиков, не является проблемой. В частности, специалисты убеждены в том, что появляющиеся трещины не оказывают никакого влияния на основательность, устойчивость и надежность структуры. После этого, наружная и внутренняя поверхность оболочки обрабатывается - она покрывается плотным слоем штукатурки, который нейтрализует трещины.
Инновационная технология, предложенная австрийскими специалистами, уже успешно прошла практические испытания. Так, с ее помощью был построен купол из бетона, высота которого составила почти 3 метра. Примечательно, что возвести такой купол удалось в рекордно короткие сроки - всего за пару часов. Таким образом, специалисты предполагают, что бетонный купол диаметром в 50 метров тоже можно построить, причем, возведенная конструкция будет гарантированно прочной и устойчивой. Кроме того, специалисты подчеркивают, что применение новой технологии на практике, в перспективе, поможет сократить финансовые затраты на строительство зданий почти вполовину, не говоря уже об очевидной экономии стройматериалов и времени.
Технология вызвала интерес со стороны многих европейских компаний. Так, агентство "Австрийские федеральные железные дороги", как стало известно, уже оформило заказ на разработку куполообразного дизайна, необходимого для строительства природного путепровода-коридора через автомобильную трассу с интенсивным движением.