Здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета является самым крупным в России, а также символом Новосибирска и памятником федерального значения.
В мае 1931 года состоялась официальная закладка здания, а уже в сентябре было завершено возведение каркаса вестибюля, а также закончено устройство фундаментов опор зрительного зала, крыльев. К весне 1933 года была выполнена треть запланиованных строительных работ, в частности, был построен железобетонный каркас вестибюля, зрительного зала и кулуаров. В вестибюльной части уже подходила к концу кирпичная кладка, проводились работы по устройству арки сцены. Для барабана склада для декораций был специально возведен фундамент. Летом и осенью того же года была построена опалубка, выполнено бетонирование купола, а в мае следующего года опалубку уже сняли. К ноябрю 1933 года базовые объемы и основные конструкции здания были завершены, среди них - вестибюльная часть, зал с кулуарами, сценическая коробка, а также карманы сцены. Планировалось, что осенью 1934 года театр уже сможет принять делегатов съезда Советов Западной Сибири. К тому времени также планировались завершить и внутреннюю отделку амфитеатра, а также вестибюля с гардеробами, фойе второго этажа.
Примерно в это же время в Москве подвели итоги второго этапа конкурса на строительство Дворца Советов, и сразу после этого произошло серьезное изменение стилистических предпочтений архитекторов Советского Союза Конструктивизм и прочие течения архитектуры той эпохи были запрещены. Также в Москве и Новосибирске были проведены совещания, вопросом которых было изменение стилистики новосибирского театра. Проект был подвергнут многочисленным экспертизам, в частности, академиков архитектуры Жолтовского, Гольца, Чернышева, Щусева. В июне 1933 года Комитет содействия строительству театра начал проводить открытый конкурс на разработку проекта обработки фасадов здания, при этом, окончательные итоги конкурса так и не были объявлены.В апреле 1934 года секретарь крайкома ВКП Эйхе официально утвердил для дальнейшей работы один из вариантов группы под руководством Гордеева, а дальнейшая разработка была передана специалистам 2‑й мастерской Моссовета под руководством Щусева. Руководство же проектированием было поручено Биркенбергу и Куровскому, в Новосибирске под руководством Гордеева осуществлялась разработка документации.
Летом 1935 года Наркомпрос принял решение об отказе от системы "панорамно-планетарного театра". Было решено строить здание как обычный оперный театр. Инженером Данкманом была представлена схема реконструкции, в соответствии с которой сокращался объем зала, а также подвешивался подвесной акустический потолок, который должен был скрывать объем купола, также удалялась и практически вся механизация системы ТЕОМАСС. Макет театра и его проект были выставлены в 1937 году в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, в рамках которой он был удостоен самой высокой награды — Гран‑при. В 1938 году макет был выставлен на Всесоюзной строительной выставке в Москве.
В 1937 году на строительном объекте обнаружили "группу врагов народа", после чего все руководители объекта, которые начинали его реализацию, были репрессированы. К концу 1940 года строительство было завершено - проводился монтаж оборудования. В конце января 1941 года в большом зале перед закрытым занавесом, так как работы на сцене еще не были завершены, оркестр радиокомитета исполнил оперу "Иоланта" в концертном варианте. В период Великой Отечественной войны в здании театра были на хранении экспонаты многих эвакуированных музеев СССР, в том числе, и московской Третьяковской галереи, Эрмитажа, музея Пушкина, Этнографического музея, а также из дворцов‑музеев Пушкина и Павловска, музеев Севастополя, Новгорода, Твери, государственная коллекция скрипок из Большого театра.