Роскошные, яркие и сложные храмовые постройки, которые начали строиться в Индии еще древности, неизменно вызывают восхищение туристов, а также очень дороги местному населению, которое к этим объектам относится с особенным почтением.
Каменные храмы начали строить в Индии примерно в 5-6 веке. На этот факт очевидное влияние оказал переход от буддийского периода к новобрахманскому, который превратил небольшие пещерные храмы в фантастических размеров и удивительной красоты постройки. Наивысшего расцвета храмовая архитектура и строительство достигли в 10-11 веках.
Так, одной из самых известных построек является легендарный храм Кайласа в Эллуре, построенный в 7-м веке. Сооружение вытесано из скалы, но кроме внутреннего помещения здание имеет и внешний объем. По сути это часть скалы, превращенная в храм, причем по внешнему виду она напоминает подражанием деревянной конструкции. Архитектурное решение весьма интересно и не имеет аналогов – по сути, это горизонтальные платформы, постепенно уменьшающиеся вверх, на каждой из которых множество изображений, скульптур и деталей.
Индийские храмы, как правило, имеют четкую схему – это сгруппированные вместе четырехугольные дворы, которые окружались массивными стенами и величественными воротами, открывающимися на все четыре стороны света. Центр постройки занимало святилище или собственной храм, имевший пирамидальную крышу, а рядом находились второстепенные помещения и постройки. Здания храмового комплекса располагались так, чтобы отвечать представлениям индийцев об устройстве вселенной – земля, которая должна быть окружена океаном. Поэтому зачастую храмы окружали сложной системой бассейнов. Стены комплекса должны были символизировать горы, а сам храм – космическую вершину мироздания.
Понятно, что столь масштабные постройки сооружались и для того, чтобы вместить в себя все разнообразие хозяйственной жизни.Ведь при храме всегда жили не только священники, но и служки, музыканты, танцовщицы, здесь должны были быть места для размещения паломников, пришедших издалека. При некоторых крупных храмах даже в древности штат «сотрудников» составлял до 20 человек.
Чаще всего для строительства джайнских и брахманских храмов использовался камень, при этом важную роль в художественном оформлении постройки играла именно пластика скульптурных форм. Именно с этим связаны скульптурные особенности композиции храмов и большая роль, которая отводилась декоративным орнаментам, тематическим скульптурным композициям, в изобилии украшавшим индийские храмы.
По традиции храмовые постройки были ориентированы с востока на запад, именно так строили главные внутренние помещения – колонный зал и святилище. Чаще всего пространство перед колонным залом украшали портиками, а вокруг святилища сооружались галереи. Над святилищем возводили коносуообразную высокую башню, имевшую несколько куполов.
Индийские храмы, датируемые примерно 9-м веком, поражают воображение своей масштабностью и массивными размерами. Они строились в виде единой огромной башни, связанной с другой башней меньшего размера. При этом внутренние помещения, в том числе и центральные, отнюдь не столь объемны. Примечательно, что внешняя поверхность храмовых башен была лишена отверстий, окон и геометрических форм – она будто целиком сделана из красивых и ювелирно вырезанных пластичных лепных элементов.