Наибольшего расцвета культура и архитектура Византии достигла в шестом веке – именно тогда и сформировался уникальный и легко отличимый стиль храмовых византийских построек. Архитекторы и зодчие той эпохи переосмыслили тип античного храма в соответствии с новой религии – ведь именно в эту эпоху храмы становятся не местом обитания божества, а местом для собрания верующих людей для проведения религиозных служб. В связи с этим большое внимание стало уделяться внутреннему обустройству храмов.
В эту эпоху активно строятся базилики – прямоугольные, длинные здания, которые были разделены внутри на нефы, продольные помещения, причем центральный из них был выше остальных. Часто строился еще и широкий поперечный неф, в результате чего план постройки напоминал крест. Алтарь обустраивали в восточной части базилики.
В 5 – 6 веках широкое распространение получил тип крестово-купольного храма, который соединил особенности центрического храма и базилики. По плану это было квадратная постройка, центральную часть которой занимали четыре столба для поддержания свода – купола. Подпружные арки поддерживали сам купол, а к акрам примыкали своды цилиндрической формы для обеспечения устойчивости опор. От центральной части постройки на четыре стороны расходились четыре сводчатых помещения. Таким образом, план постройки напоминал равноконечный крест. Одним из выдающихся храмов, построенных по этой технологии, стал собор Святой Софии в Константинополе.
Строители и архитекторы Византии знали толк в конструировании и успешно развивали достижения римских архитекторов и проектировщиков. Так, византийским архитектором удалось решить проблему, связанную с равномерным переводом нагрузки от большого купола на остальное помещение – этого удалось добиться с помощью треугольных «парусов», арок, находящихся над сторонами квадрата, и пилонов в углах постройки.Также важным элементом византийской архитектуры стали так называемые «барабаны» - вставки цилиндрической формы между куполом и стенами, что позволяло сохранять монолитность самого купола. Таким образом, одним из важных элементов византийских построек стали купола с барабанами.
Надо отметить, что архитекторы восточных районов Римской империи активно разрабатывали новые архитектурные и строительные приемы. Так, они экспериментировали с различными технологиями строительства сводов и так далее. Также они создали тип купольной базилики, ярким образцом которой является константинопольский храм Святой Ирины. В результате синтеза этих изобретений появилась так называемая пятикупольная система.
Кроме этого, в Византии широко распространилась сводчатая конструкция – своды перекрывали боковые пространства храмов, громадные подземные водохранилища города, залы собраний, арсеналы и так далее.
Еще одной важной характерной особенностью византийской архитектуры стало единство в использовании материалов. Стены, пилоны, своды чаще всего делали из кирпича, раствора, а также камня, не маскируя, а подчеркивая его естественный цвет и фактуру. Часто при кладке стен мастера создавали композиции из различных по цвету камней и кирпича. Одним из важнейших материалов был плинфа – кирпич квадратной или прямоугольной формы. Внутренние пространства мастера оформляли облицовки – мозаикой из стеклянной смальты и мрамора.