Сасанидский Иран стал главнейшим регионом распространения ислама и развития исламской культуры, в том числе и архитектуры. Сасандиский Иран существовал с 226 по 651 годы, в состав его вошли территории современного Ирана, Афганистана, части Армении и Грузии. Именно в эту эпоху и на этих территориях формировались основания для дальнейшего развития архитектуры арабских государств.
Так, на территории Афганистана и Ирана в эпоху средневековья появились несколько крупных городов — это Шираз, Исфаган, Газна, Герат, Кабул и прочие. Все эти города имели примерно сходную структуру, достаточно четко разделенную на три части: цитадель, шахристан (основная часть города) и рабат (торгово-ремесленная часть города). На территории шахристана строились диваны, то есть официальные здания, соборные мечети, квартальные мечети, базары, медресе и прочие объекты.
Медресе и мечети в своих архитектурных решениях имели некоторое сходство — в первую очередь, в планах. Сам план определялся большим двором прямоугольной формы, который обрамлялся галереями с балочными перекрытиями. Эти перекрытия поддерживались на стрельчатых арках или арках в форме подковы, которые опирались на колонки или простенки. Принципиальное отличие медресе от мечетей состояло в том, что галереи двора медресе были разделены на небольшие помещения (худжры), предназначенные для проживания учеников школы.
Главным ориентиром для святилищ исламских культовых сооружений была Мекка - священное для всех сторонников ислама место. Направление на Мекку фиксировалось михрабом — центральной алтарной нишей небольших размеров, находящейся в центре стены, обращенной в сторону священного города.
В ту пору было принято на алтарной стороне дворе строить молитвенное сооружение, перекрытое куполом. Вход в помещение строился в виде арочного портала, достаточно крупного, в то время как порталы поменьше строились по бокам — они вели в другие помещения для молитв.Айван или пиштак - так назывался главный портал, который обустраивался на фасаде постройки. Надо сказать, что арочные порталы получили весьма широкое распространение в странах Востока, причем их активно использовали не только в религиозных, но и во всех других сооружениях. Важнейшей деталью главного фасада сооружения, безусловно, был минарет — высокая башня, с верхней площадки которой священнослужители созывали горожан на утреннюю молитву.
В эпохи Сасанидского Ирана были построены замечательные и масштабные мечети — это Большая мечеть в Дамаске, мечети Амра и Ибн-Тулун в Каире и другие. Все они имел так называемый «дворовый план», который был описан выше. Однако были и вариации — так, весьма оригинальный план был у иерусалимской мечети Скалы. Она была построена в форме восьмиугольника. Такой необычный план появился после перестройки остатков христианского храма, который был построен на месте храма Соломона.
Кроме того, весьма активно в эту эпоху начинается строительство мавзолеев — тюрбе, которые в архитектурном плане представляли собой куб с куполом. В некоторых городах строились целые комплексы мавзолеев — пример такого некрополя можно увидеть в Самарканде.