Особое место в творчестве польских зодчих занимает сооружение памятников и мемориалов, увековечивающих героические и трагические события национально- освободительной борьбы. Эти памятники, наглядно отображающие страстную любовь польского народа к истории своего государства, располагаются как в центральных ансамблях городов, так и на местах героических боев, на территориях, связанных с трагическими страницами польской истории.
Среди первых сооружений, успешно решающих задачу увековечения событий и героев революционно-освободительной борьбы польского народа, должны быть отмечены памятник Силезским повстанцам на горе Анны (скульптор Кс. Дуниковский, конец 40-х гг.), памятник героям Варшавского гетто (скульптор Л. Сузин, 1948 г.).
Дальнейшую разработку эта тема получила в памятнике битвы под Грюнвальдом, представляющем своеобразную органично вписанную в природное окружение композицию из гранитных монументов с врезанными в них профилями героев, металлических мачт и завершенного галереей с музейными экспонатами амфитеатром (архит. .p>
Особое место в творчестве польских зодчих занимает сооружение памятников и мемориалов, увековечивающих героические и трагические события национально- освободительной борьбы. Эти памятники, наглядно отображающие страстную любовь польского народа к истории своего государства, располагаются как в центральных ансамблях городов, так и на местах героических боев, на территориях, связанных с трагическими страницами польской истории.
Среди первых сооружений, успешно решающих задачу увековечения событий и героев революционно-освободительной борьбы польского народа, должны быть отмечены памятник Силезским повстанцам на горе Анны (скульптор Кс. Дуниковский, конец 40-х гг.), памятник героям Варшавского гетто (скульптор Л. Сузин, 1948 г.).
Дальнейшую разработку эта тема получила в памятнике битвы под Грюнвальдом, представляющем своеобразную органично вписанную в природное окружение композицию из гранитных монументов с врезанными в них профилями героев, металлических мачт и завершенного галереей с музейными экспонатами амфитеатром (архит. В. Ценцкевич, скульптор Е. Бандура, 1960 г.), в памятнике жертвам фашизма в Треблинке, впечатляющем тысячью каменных глыб, увековечивающих память погибших (архит. А. Хаупт, скульптор Ф. Душенко, А. Стрынкевич, 1964 г.), в мемориалах на территориях концентрационных лагерей в Освенциме (совместная работа польских и итальянских художников, 1967 г.), в Майданеке (1969 г.) и Штутгофе (1968 г.), в памятнике героям Бялыстокской земли (скульпторы Е. Григорчук, М. Збихарский, 1974 г.).
В поисках средств художественнообразной выразительности и эмоциональной действенности польские художники-монументалисты сочетают пластику и архитектонику, абстрактные символы, страшные атрибуты лагерей смерти и природный пейзаж, создавая произведения, ошеломляющие силой воздействия увековеченных в них трагических событий.
Перейти к списку строительных историй