Сегодня российские предприятия не занимаются производством тяжелых кранов, а концентрируются на производстве кранов мелкого и среднего класса. Но, по той причине, что конкуренция на рынке становится все более жесткой и интенсивной, и уровень грузоподъемности необходимого оборудования повышается, уже в самое ближайшее время можно ожидать вероятную диверсификацию сегментов производства, которое постепенно будет смещаться в сторону изготовления устройств гораздо более высокой грузоподъемности.
Производство подъемной техники находится в прямой зависимости от того, насколько велик спрос на нее со стороны отрасли, в которой она применяется наиболее широко. Иными словами, в первую очередь речь идет о сфере строительства. Динамика данной отрасли в течение нескольких последних лет демонстрировала достаточно негативные тенденции, однако следует признать, что такое положение дел было связано, главным образом, с экономическим кризисом и его последствиями. Известно, что очень многие проекты строительства были приостановлены. Но в самом начале текущего года ситуация постепенно начала меняться в лучшую сторону - уже сегодня можно наблюдать активное восстановление отрасли строительства, к примеру, начинается реализация большого количества достаточно крупных строительных проектов. Этот факт позволяет говорить о вероятном увеличении потребности отрасли в большегрузных подъемных механизмах, в частности, в мобильных кранах высокой грузоподъемности.
Российские стреловые и самоходные краны обладают относительно невысоким уровнем грузоподъемности, в то время, как российский строительный рынок в настоящее время нуждается в технике, грузоподъемность которой составляла бы от 100 до 200 тонн и более. Уровень требования к такому критерию, как грузоподъемность, растет по мере того, как увеличивается уровень сложности проводимых строительно-монтажных работ, при которых на сегодняшний день, в случае необходимости, применяется исключительно техника зарубежного производства, грузоподъемность которой составляет от 200 тонн и более.
В прошлом году объемы производства отечественной автокрановой промышленности составили, в общей сложности, 2735 автокранов, за первые 2 месяца текущего года российскими предприятиями было выпущено 536 автокранов.Из их числа лишь достаточно небольшое количество составляли автокраны высокого класса грузоподъемности. Доля подобных кранов в общей структуре спроса на этот вид спецтехники в России на сегодняшний день, по сути, невелика - порядка 5-7 процентов, но следует признать, что потенциал у данного сегмента все-таки есть, и он достаточно высок, более того - он активно растет.
На сегодняшний день только один российский производитель автокранов, предприятие "Автокран", предлагает в собственной продуктовой линейке краны, грузоподъемность которых составляет 100 тонн и 160 тонн. Производство их в количественном выражении не так уж велико, что косвенно свидетельствует о том, что возможности для роста и развития этого сегмента велики, а уровень спроса такому росту только способствует. При наличии высокого качества сборки и материалов изготовления, российские автокраны имеют более низкую стоимость для конечного потребителя, а это означает, что они обязательно будут востребованы. Вполне возможно, что у отечественных кранов появится вполне реальная перспектива вытеснить с рынка продукцию иностранных компаний - производителей автокранов, и, тем самым, предоставить покупателю возможность приобрести более дешевые аналоги отечественного производства. Но, все-таки, следует отметить, что уровень спроса на такие краны может быть высоким только в условиях соответствующего качества продукции, высокого уровня ее надежности, простой эксплуатации и доступности средств для ее обслуживания. Для такого пути развития, а также для расширения российской промышленности необходимы существенные инвестиции, в частности, и в сегмент инновационных технологий.
В какой-то мере, и по обозначенной выше причине в краткосрочной перспективе перспективы увеличения объемов импорта автокранов иностранного производства большой грузоподъемности достаточно позитивно, в особенности, в условиях роста доходов строительных компаний и других покупателей автокранов, а также по причине сохранившегося недоверия отечественному производителю. Поменять ситуацию к лучшему для отечественного производства под силу только модернизации производства, а также финансовым вложениям в его развитие.