Современный рынок карьерных экскаваторов России развивается векторно, и этим он отличается от развития мирового рынка. Впрочем, в перспективе эти различия могут существенным образом сгладиться.
Крупные строительные предприятия России, а также компании, работающие в некоторых других сегментах производства и промышленности, сегодня формируют собственные парки карьерных экскаваторов, главным образом, из техники отечественного производства. Основным поставщиком является корпорация "Объединенные Машиностроительные Заводы". Существенный объем поставок электрических карьерных экскаваторов обеспечивает предприятие "ИЗ-Картэкс". Начиная с конца 50-х годов прошлого века, на производственных мощностях предприятия было изготовлено почти 3 тысячи единиц техники, вместимость ковшей которых составила порядка 8 кубометров. Из них более тысячи электрических экскаваторов в настоящее время активно эксплуатируются в строительстве. Впрочем, существенная часть парка является устаревшей и изношенной, как морально, так и физически. Это обуславливает необходимость в обновлении парка.
Российский рынок на протяжении последних нескольких лет активно интегрируется в общемировую тенденцию к переходу со стандартных механизированных лопат на более эффективные и производительные гидравлические экскаваторы. Спрос на такую технику растет на мировом рынке начиная с 90-х годов. Если сравнивать гидравлическую технику с механической, то можно отметить несколько преимуществ, одно из наиболее важных - это специфика конструкции оборудования, которая обеспечивает возможность проводить выемку грунта выборочно. Это позволило гидравлическим экскаваторам обогнать мехлопаты по объемам производства почти в пять раз.
Самый высокий спрос отмечается на гидравлические экскаваторы, разрабатываемые для горной промышленности - на них приходится порядка 70 процентов всех заказов.Речь идет о технике, объем ковша которой составляет около 20 кубометров. Если объем ковша превышает 30 кубометров, то гидравлика теряет свои технологические преимущества перед механическими моделями. Традиционно лидерами спроса являются экскаваторы зарубежного производства - это продукция таких компаний, как Komatsu, Hitachi, Liebherr, Caterpillar, а также Bucyrus и некоторые другие. Российская структура спроса имеет свои особенности: так, востребована бывшая в употреблении техника. В этом сегменте лидируют экскаваторы марки Komatsu, поставляемые из-за рубежа. Неизменным стабильным спросом в России пользуется дорожная и карьерная техника VOLVO, которую, ООО «Ферронордик Машины» (http://ferronordic-volvo-ce.ru) - дилер шведского концерна продает на территории Российской Федерации.
Российское производство карьерных экскаваторов сократилось в 2009 году, причем, достаточно резко. Это было связано с сокращением спроса на ресурсы, с сокращением прибылей компаний отрасли. Таким образом, многие из них отложили планы по обновлению технического парка. Однако после завершения кризиса, многие российские предприятия вернулись к былым показателям производства. Сегодня эксперты оценивают российский рынок как обладающий высоким потенциалом роста. Он вполне сопоставим с перспективами зарубежных рынков, и в долгосрочной перспективе, вполне может превысить средние мировые показатели. Также прогнозируется появление возможностей для расширения линейки продукции отечественных предприятий, для модернизации уже выпускаемой техники.