До начала экономического кризиса рынок строительного кирпича в России, как и многие другие сегменты производства стройматериалов, демонстрировал активный и достаточно стабильный рост. Объем рынка в натуральном выражении, по результатам 2008 года, составлял более 13 миллиардов условных кирпичей в год. Под условным кирпичом, в данном случае, понимается стандартный блок, размеры которого составляют 250 на 120 и на 65 миллиметров.
Невзирая на начало кризиса в российской отрасли строительства, которое пришлось уже на вторую половину 2008 года, итог года, главным образом, благодаря активным темпам строительства в первом полугодии, а также за счет завершения ряда крупных строительных проектов, оказался положительным. Так, даже во втором, "кризисном" полугодии прирост потребления стройматериала составил почти 4 процента. Но уже в следующем году ситуация существенно ухудшилась - рыночные объемы сократились достаточно резко, почти на 40 процентов, достигнув чуть более 8 миллиардов условных кирпичей. Такие показатели оказались гораздо ниже итогов не слишком удачного для отрасли 2005 года.
В последние несколько лет основной тенденцией российского рынка кирпича является планомерное сокращение доли изготовленной продукции относительного всего объема производства стеновых материалов. Это обусловлено повышением популярности ряда альтернативных стройматериалов, среди которых - ячеистый бетон. К примеру, в период с 2005 по 2009 годы доля строительного кирпича по отношению ко всему объему изготовленных стеновых материалов сократилась до 67 процентов с 74 процентов.
Структуру российского рынка производства строительного кирпича можно назвать региональной. Дело в том, что спрос на этот строительный материал в подавляющем большинстве российских регионов удовлетворяется за счет продукции, которая на его территории и изготавливается, иногда кирпич поставляется из соседних областей.Импорт этого строительного материала, как таковой, в России просто отсутствует - его доля составляет не более 1 процента от всего объема потребления. Именно по этой причине на территории России работает так много кирпичных заводов - их число превышает 700. Речь идет как о специализированных производствах, так и о крупных предприятиях химической, машиностроительной либо металлургической отрасли, о заводах, ведущих свою деятельность в добывающих сегментах промышленности. По причине региональной структуры рынка, в России нет ни одного производства кирпича, доля продукции которого занимала бы в общем объеме изготовляемой продукции более 2 процентов.
Что касается сфер использования, то сегодня порядка 70 процентов от суммарного объема потребления этого строительного материала на отечественном рынка применяется для возведения жилья. Существенные объемы кирпича поставляются на объекты строительства коммерческой недвижимости - почти 15 процентов. Менее существенные рыночные доли потребления кирпича занимают сегменты строительства промышленных сооружений и объектов социальной инфраструктуры. Керамический кирпич занимает в российской структуре потребления порядка 50 процентов. Более того, доля этого строительного материала растет с каждым годом. И прямо противоположным образом складывается ситуация с потреблением кирпича других видов.
Начиная с 2011 года, на российском рынке и производства, и потребления кирпича, наблюдается заметное оживление. Аналитики ожидают, что к концу 2012 года прирост показателей достигнет 6 процентов - именно тогда, когда, по их мнению, сфера строительства сможет достичь своих докризисных показателей.