Стоимость российских дорог остается одной из самых высоких во всем мире, в то время, как качество по-прежнему оставляет желать лучшего. Кроме того, даже те проекты, которые имеют особое значение для имиджа государства, оборачиваются настоящими скандалами. Так, в Приморском крае крайне скандальная ситуация складывается вокруг строительства автомобильной трассы к саммиту АТЭС, который запланирован на сентябрь этого года во Владивостоке. На трассу, которая соединит между собой мост на остров Русский и местный аэропорт, было направлено почти 30 миллиардов рублей. Однако сразу после официальной сдачи дороги в эксплуатацию один из ее участков буквально рассыпался на куски после дождя. В настоящее время инцидент проверяется прокуратурой, специально сформированной комиссией, а также лично губернатором.
В 2011 году имел место еще один скандал, связанный с дорожным строительством. Трасса, ведущая к центру инноваций "Сколково", протяженность которой составляет 5,4 километра, была построена более, чем за 6 миллиардов рублей, с применением современных технологий. Ее открытие прошло в особенно торжественной обстановке, на самом высоком уровне. Но уже спустя год после открытия дорога покрылась трещинами, необходимость в ее ремонте была очевидна. Тогда дефекты дорожного полотна были замечены вице-премьером российского правительства Игорем Шуваловым, который ездил по этой трассе на работу.
Примечательно, что оба этих объекта имеют важное политическое значение. В частности, они должны были поддержать репутацию российской власти, поэтому их реализации уделялось особое внимание общественности. Но даже в таких исключительных случаях дороги имели самое плачевное качество. Что говорить о тех автомобильных трассах, которые строятся и реконструируются для движения обычных автовладельцев, и не представляют собой никакой политической значимости. Такие проекты поддерживаются лишь по той причине, что вся дорожная инфраструктура, так или иначе, но является базой для экономического развития любого государства в принципе.В прошлом году по причине неудовлетворительного состояния российских дорог в стране произошло более 40 тысяч автомобильных катастроф, унесших жизни 7 тысяч человек, и ставшими причинами травм 53 тысяч человек. Это - примерно четверть всех дорожных аварий, которые произошли в России. В то же время, как отмечает бывший министр транспорта Игорь Левитин, в стране дефицит дорожной сети превышает миллион километров. Более того - существенная часть российских трасс находятся в устрашающем состоянии.
Удивительно, но российское законодательство к недобросовестным строителям дорог по-прежнему крайне либерально. Так, за автомобильные катастрофы на разрушенных дорогах им грозит лишь статья "Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений", максимальное наказание по которой - это штраф для должностных лиц от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей. Прокуратуры время от времени штрафуют по указанной статье и подрядчиков строительства, и чиновников. Впрочем, число автокатастроф от того не сокращается, и состояние автомобильных дорог не повышается. Нередко конкурсы на строительство автомобильных трасс выигрывают одни и те же компании, которые, как правило, приближены к власти. И основная проблема заключается в непрозрачности самого процесса строительства. Невзирая на заявления о том, что в современном дорожном строительстве используются прогрессивные технологии, проектирование автомобильных трасс сегодня все равно ведется в соответствии с уже устаревшими стандартами.
В 2011 году Всемирный банк представил доклад о состоянии автомобильных дорог во всём мире, в рамках которого дороги России были названы "чрезвычайно дорогими и не соответствующими европейским стандартам". В докладе было отмечено, что из 50 тысяч километров федеральных трасс требованиям и нормативам соответствует не более трети. Порядка 50 процентов федеральной автодорожной сети и вовсе не удовлетворяет требованиям по прочности и ровности дорожного покрытия. Хуже российских дорог - только автомобильные трассы Киргизии, Украины, Киргизии, Румынии и Польши. Российские дороги существенно уступают по качеству трассам Казахстана и Азербайджана, а от лидеров представленного в рамках доклада рейтинга, Германии, Франции и Финляндии – Россия отстает в три раза.