В настоящее время многие строительные материалы и конструкции изготавливаются на российских предприятиях, однако преимущества, равно как и недостатки этой тенденции, вызывают у участников рынка множество вопросов.
На протяжении последних нескольких лет тенденция к сокращению доли импортной продукции в России остается достаточно явной и очевидной. Так, в категории материалов и продукции для домоустройства, к которой принято относить керамическую плитку, изделия из натурального камня и сантехнику, сегодня доля импорта составляет порядка 30 процентов, в то время, как в начале 2000-х годов она составляла не менее 50 процентов. Несущественная доля зарубежной продукции - около 10 процентов - отмечается в категории сухих строительных смесей, отделочных материалов, той же сантехники и обоев. В период с 2006 по 2009 годы доля оконного профиля ПВХ, изготовленного на зарубежных предприятиях, сократилась до 10 процентов с 17.
Безусловно, сомнений в качестве продукции из Европы у российских потребителей нет. Однако ее существенная часть просто не адаптирована для использования в условиях России. К примеру, на некоторых предприятиях, для производства оконного профиля используются специальные добавки, повышающие его устойчивость к низким температурам, так как без нее эти материалы нельзя будет использовать в северных регионах России, на Дальнем Востоке и в Сибири. В России имеется собственная сырьевая база, которую можно назвать уникальной. Дело в том, что она позволяет изготавливать практически любые стройматериалы в пределах страны. Поставка импортных материалов на уровне 6 процентов, превышающих нынешние показатели, России объективно не нужна. Речь идет о различных элементах сложных строительных конструкций, о лакокрасочной продукции, а все остальное вполне можно изготавливать и на отечественных предприятиях.Основной задачей современных российских производств является обучение применению западных технологий на практике. И примечательно, что отсутствует необходимость в покупке комплексного оборудования за рубежом, так как его производство вполне можно организовать и в России.
В 1998 году, в условиях резкой девальвации российской национальной валюты, некоторые товары зарубежного производства для отечественных производителей стали попросту недоступны. И компании из-за рубежа, оценив внушительные перспективы, открывающиеся перед российским строительным рынком в плане его развития, приняли решение активизировать производство в России. Некоторые приобретали в собственность отечественные заводы, находившиеся на грани банкротства, и модернизировали их производственные мощности, некоторые строили новые предприятия. В некоторых регионах России для иностранных инвесторов создавались идеальные условия для работы. Это было обусловлено пониманием местных властей того факта, что открытие новых производств обеспечит новые рабочие места, налоги, активное развитие отрасли строительства в регионах. Сухие строительные смеси, краски, теплоизоляция, столешницы из искусственного камня, даже достаточно сложные кровельные и фасадные системы, таким образом, стали изготавливаться в России, пусть и на предприятиях, находящихся в собственности иностранных корпораций. Именно они развивают в России инновационные технологии и методы организации самого производства, качественного контроля. Кстати, именно с зарубежных производителей, работающих в России, началась своеобразная "мода" на сертификацию производства по стандартам ISO и другим.
Впрочем, даже в условиях экспансии на российский рынок западных "гигантов", активно развиваются и новые отечественные производители. Им удается выживать и оставаться успешными даже при высокой конкуренции, во многом благодаря гибкости и производстве такой продукции, которая является для российского потребителя достаточно привлекательной, особенно по соотношению качества и цены. Таким образом, становится очевидным тот факт, что конкуренция с иностранными производителями для российских компаний представляет собой исключительно пользу. Она выступает мощным стимулом для производства качественной продукции, неуклонного совершенствования. Конечно, иностранные компании пока еще доминируют в таких сегментах, как, например, лаки и краски специального назначения - это монтажная пена, герметики для деревянных зданий, окрашивание конструкций мостов. Однако отечественные производители не рассматривают зарубежные компании как опасных конкурентов. Наоборот - они выступают первопроходцами, ведущими за собой российскую индустрию.