Российское правительство продолжает искать финансовые средства для Крыма: полуостров имеет все шансы стать новой грандиозной стройкой. Впрочем, в отличие от таких проектов, как сочинская Олимпиада, или саммит АТЭС, проект, планируемый к реализации в Крыму, требует более тщательной стратегии. Важно, чтобы его реализация не привела к перекосам в экономической стратегии России. В целом, мотивация российского правительства является более, чем понятной: жители Крыма должны как можно быстрее ощутить и увидеть выгоду от присоединения. Очень важен так называемый эмоциональный позитив - он, как убеждены в правительстве, не должен исчезнуть по причине проблем, связанных с перебоями в поставках пресной воды, или, например, с финансовыми структурами.
Уже известно, что в новый регион России планируется направить, как минимум, порядка 500 миллиардов рублей, до 2017 года. В МЭР, в то же время, подсчитали, что каждый год в Крым из бюджета придется направлять 200 миллиардов рублей, и такие суммы будут необходимыми вплоть до 2020 года. Кроме того, известно, что развитие крымской инфраструктуры повлечет за собой необходимость в отказе от реализации нескольких крупных проектов, которые, в настоящее время, находятся в активной стадии. Так, финансирование Крыма, скорее всего, потребует отказа от государственной поддержки двух инфраструктурных, достаточно крупных российских проектов - строительство моста через реку Лену и строительство порта в Тамани. После того, как "дыры" в бюджетах новых российских регионов будут закрыты, а доходы крымских и российских пенсионеров - примерно выровнены, перед российским правительством встанет достаточно сложная задача - поиск финансовых средств на уже планируемые сегодня грандиозные стройки. К таким проектам, в частности, относится строительство моста через Керченский пролив. Этот проект является жизненно важным, как и развитие транспорта и сопутствующей ему инфраструктуры. Напомним, речь идет о проектах с приставкой "мега", которые требуют соответствующих инвестиций.А их в бюджете государства, на данный момент, просто нет. Следовательно, государству придется сокращать расходы на другие проекты, не менее важные для страны, либо начинать поиски инвесторов - это будет сложно, особенно если учитывать все новые и новые международные санкции в отношении страны.
Владимир Путин регулярно делает заявления, в которых он утверждает, что финансирование крымских программ планируется осуществлять только за счет внутренних резервов. Но, несмотря на это, российское правительство, как стало известно, уже занялось рассмотрением возможности секвестровании бюджета, выделенного на строительство моста через Лену, а также тех средств, которые планировалось направить на развитие инфраструктуры Таманского порта, Мурманского транспортного узла. Отказ от продолжения реализации этих проектов сегодня объясняется, среди прочего, недостаточно высокой очевидностью трафика. МЭР уже озвучило предложение по перенаправлению 40 миллиардов рублей, выделенных на реализацию этого проекта, на работы по созданию крымской инфраструктуры. Фактически, за счет Тамани проекты в Крыму могут получить дополнительно более 100 миллиардов рублей.
Перебрасывание астрономических сумм из одного места в другое со стороны, возможно, выглядит эффектно — главным образом, для новых украинских властей, которые несколько десятков лет не вкладывали в Крым практически ничего. Впрочем, одного только патриотического порыва здесь может оказаться мало - важен также и холодный расчет, в плане того, где финансовые средства более необходимы: с учетом, безусловно, всех аспектов политики, например, настроений крымских татар. Сложно спорить с тем, что планы по лишению Мурманского транспортного узла почти 75 процентов средств из бюджета выглядят довольно спорно. Такой смелый шаг вполне может стать финальным для проекта, который ранее планировалось направить на восстановление Северного морского пути. Именно этот путь должен быть связать Европу и Азию, предоставив мировой экономике новый, гораздо более эффективный и удобный торговый маршрут, чем используемый сегодня Суэцкий канал. Аналогичная ситуация складывается и вокруг строительства автомобильного моста через Лену. Этот проект изначально был призван стать ключевым звеном в российском мегапроекте "Россия как связь между Европой и Азией". Кроме того, в свете последних событий, транспортная связь с Азией России просто необходима. С проектом, начатым в Тамани, следует признать, все вполне логично. Появляется иная конфигурация по портам: в Крыму уже есть пять глубоководных портов - об этом, в частности, напоминает министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев.
Однако перед тем, как тратить миллиарды долларов, нелишним будет прикинуть – нет ли более доступных вариантов решения поставленной задачи? Так, после того, поставки воды в Крым были перекрыты Украиной по причине долга в пять миллионов рублей, сразу же начали появляться грандиозные планы по обустройстве трубопроводов, идеи опреснения крымской воды. Гораздо разумнее, если разобраться, было бы просто договориться с Киевом. Тем более, что Украина сегодня находится, откровенно говоря, не в самой лучшей финансовой форме. Можно было бы пойти на уступки в вопросе газа - исключительно для того, чтобы обеспечить Крым водой.