Вихретоковые дефектоскопы — приборы, с помощью которых осуществляется обнаружение поверхностных трещин в деталях из металла, чугуна, алюминиевых и латунных сплавов. Обследование и диагностика повреждений с помощью дефектоскопов происходит наружным, неразрушающим методом.
Сфера их применения крайне обширна — самые разные отрасли промышленности. Наиболее часто вихретоковый дефектоскоп применяется на железнодорожном транспорте. Его способность эффективно обнаруживать дефекты в деталях с грубой, шероховатой поверхностью (как плоской, так и криволинейной) бесценна в ходе оперативного обследования состояния подвижного состава.
Вихретоковый дефектоскоп работает на принципе возбуждения вихревых токов под влиянием переменного магнитного поля, которое меняет сопротивление катушки датчика. В результате, вихревые токи образуют собственное магнитное поле, знак которого противоположен возбуждающему полю, из-за чего меняются показания сопротивления катушки датчика, что и фиксирует прибор, подавая сигнал о наличии дефекта.