Строительный интернет-портал Klag.Ru






История строительства знаменитых мостов: мост через Енисей в Красноярске


30.07.2011
назад      вперед
Просмотров: 1785

Железнодорожный мост через Енисей в Красноярске был в свое время назван ЮНЕСКО вершиной человеческой инженерной мысли, однако до наших дней сооружение не сохранилось - в 2007 году мост был демонтирован на металлолом. Кроме того, это сооружение вошло в изданный в 1991 году "Атлас чудес света", в котором были перечислены наиболее выдающиеся архитектурные памятники всех стран мира. В разделе "Россия" этот мост был указан наряду с такими шедеврами, как Кремль и Петродворец.

В соответствии со своими инженерно-техническими параметрами мост, сразу после его постройки, был назван первым в стране и вторым в Европе после Квиленбургского моста в Нидерландах, один пролет которого составлял 150 метров. Енисейский мост располагался на Средне-Сибирской железной дороге, недалеко он Красноярска, и представлял собой одно из самых примечательных и грандиозных сооружений в России, в том числе, и по сложности условий его возведения. Мост состоял из пяти речных, а также двух береговых быков и из двух устоев, которые были основаны на железных, деревянных кессонах. Железные кессоны речных быков, площадь которых составляла 179 квадратных метров, были опущены на глубину в 20 метров. Объем каменной кладки моста составлял 27 800 кубометров. Верхнее железное строение состояло из шести ферм, длина каждой из которых составляла 144,45 метра, высота составляла 21,64 метра, вес достигал 900 тонн.

Постройка была начата в августе 1896 года, и уже к концу марта 1899 года мост был сдан в эксплуатацию Управлению дороги, почти на полгода раньше установленного срока сдачи. В это сложно поверить, однако на разработку проекта строительства моста фактически  потребовалось 4 месяца, а на его утверждение в Министерстве путей сообщения при всех сопутствующих сложностях, потребовалось менее месяца.

О грандиозности проекта строительства моста свидетельствовала и его стоимость — она составила более трех миллионов рублей, что по тем временам было просто фантастической суммой.Пожалуй, ни один мост на Сибирской магистрали не обходился в такую сумму. Однако и подобных этому мосту по конструкции также не было. Все работы, которые велись на реке, причем, как в плане устройства кессонных оснований, сооружению опор из камня, так и по установке железных ферм, выполнялись только в зимний период. Достаточно быстрое течение Енисея, скорость которого могла доходить до 3,65 метра в секунду, а также летние паводки, которые несли по реке множество кустарников и деревьев, специфические свойства дна реки, которое состояло из гальки, к которой не цеплялись якоря, а также сильные ветры, большое количество плотов — эти условия являлись сложными препятствия для проведения работы в летний период. С декабря Енисей покрывался прочным слоем льда, который до марта был прочной и надежной опорой для выполнения всех строительных работ. Следовательно, в распоряжении специалистов имелось в течение года всего 3,5 зимних месяца, то есть, за три года - 10,5 месяцев, в которые требовалось завершить сооружение моста.

Енисей, как известно, вскрывается со своих верховий, что создавало заторы из льдин. Мощная природная сила была способна разрушить все на своем пути, в частности, и речные опоры. И именно по этой причине Красноярский мост являлся первым в строительстве примером по величине пролетов. Ширина между опорами могла доходить до 140 метров. Еще более масштабной была высота металлических ферм, которая могла достигать 20 метров.



Перейти к списку строительных историй

Самое читаемое: