Работу по закладке фундамента для возведения пристройки к моему загородному дому я начал относительно недавно, впрочем, предварительно я подготовил траншеи, в которое позже планировалось залить первую часть бетона. Планировка предполагаемой пристройки состояла из веранды и двух небольших комнат, а что касается траншей, то они были подготовлены мной еще летом. Однако до первых заморозков я, к сожалению, не успел сделать то, что запланировал - это было связано, прежде всего, с тем, что проект пристройки пришлось переделывать несколько раз, да и работы велись с задержками - к примеру, пришлось многократно утрамбовывать и закапывать оказавшиеся ненужными траншеи, кроме того, не всегда хватало денег и времени. Единственное, что я сделал предварительно - это покупка щебня для засыпки в траншеи, цена на гранитный щебень в то время еще не выросла, и можно сказать, что в этом мне повезло.
Так как морозы уже ударили, я принял решение не рисковать, используя бетон, сделав выбор в пользу обычного ФБС, а бетон решил залить уже после, на уложенные поясов ФБС. Предполагалось, что на этом поясе будет уложен бут, и потом будет возведена стены. Сложности возникли по той причине, что погода была достаточно дождливой, земля размылась, и техника, необходимая для выполнения работ, попросту могла увязнуть в грязи, или вовсе не доехать до объекта. Пришлось срочно искать альтернативное решение. План выглядел следующим образом - траншеи следовало выкопать, пока температура еще не слишком опустилась, и уже после, когда промерзнет земля, можно будет запустить на объект спецтехнику и с помощью крана установить в траншеи ФБС. Для этого потребовалось, в свою очередь, решить ряд вопросов организационного характера, в частности, найти транспорт, который мог бы доставить на объект более 20 тонн бетона за одну поездку, а также найти кран, и, разумеется, бригаду рабочих. Транспорт я решил найти по объявлениям в газете и в Интернете, однако суммы, которые мне назывались по телефону, меня совершенно не устраивали.В итоге соседи по участку подсказали, что кран можно взять в аренду в соседнем с нами поселке, причем, это обойдется чуть ли не в три раза дешевле, чем по стоимости, указанной в объявлениях. На этом я и остановился, и уже после этого отправился за блоками. Блоки были оплачены мной в четверг, а аренду крана я заказал на начало следующей недели. С определенным трудом мне удалось найти машину для доставки блоков, водитель которой согласился отвезти их по более-менее приемлемой цене и в один заход. Причем, свой выбор я остановил на "камазе" с прицепом, что было особенно удобно - в случае необходимости, прицеп можно было оставить перед тем, как заезжать на гору с грузом, да и по стоимости это обошлось существенно дешевле, чем аренда платформы.
Для выполнения работ по установке ФБС я выбрал не профессиональную бригаду, а обычных "работяг", которые выкопали траншеи и сделали подсыпку толщиной около 10-15 см, купленным заранее, гранитным щебнем. Купить щебень гранитный я предпочел здесь. В итоге, все, что оставалось делать - это ждать до тех пор, пока не начнутся заморозки, и земля промерзнет окончательно. Ну и, разумеется, решить все организационные вопросы с транспортом и доставкой, то есть, проконтролировать весь процесс. В обозначенный день я отправился на завод, где в арендованный "камаз" загрузил купленные мной блоки, после чего мы отправились на участок. Также я связался с крановщиком, попросив его выехать на объект. "Камаз" забрался на гору с некоторым трудом, но все-таки блоки были доставлены. Далее следовало начать укладку ФБС, но возникли определенные препятствия. Первое - выяснилось, что диаметр траншей был просчитан неправильно, ошибка была критичной - почти 10 сантиметров. То есть, купленные блоки просто не поместились бы в траншеи. Таким образом, всем планы рушились. Плюс ко всему, накануне прошли дожди, и из-за этого стены траншей незначительно завалились внутрь, а грянувший после этого мороз дополнил печальную картину - стенки попросту превратились в камень из песка. ФБС устанавливались в них с очень большим трудом, замерзшие и затвердевшие стены не пропускали блок в яму. У меня было два варианта выход из ситуации - выгрузить блоки и уехать с участка, или предпринять все возможное для того, чтобы все-таки протолкнуть их в траншеи. Я взял себя в руки и выбрал второй вариант. Половину всех блоков удалось достаточно легко установить в траншеи, а вот другую половину установить было крайне сложно. Рабочих рук явно не хватало, земля промерзла достаточно сильно, и, в итоге, примерно четыре блока установить мы так и не смогли. Наполовину они виднелись над ямой. Впрочем, позже, уже весной, когда началась оттепель, блоки все-таки ушли в траншеи. Но тогда я больше всего беспокоился о том, что придется второй раз оплачивать аренду крана и нанимать рабочих, чтобы завершить работу до конца.
Примечательно то, что все работы я делал зимой, перед Новым годом, а уже спустя два месяца я узнал, что стоимость блоков ФБС выросла почти на 20 процентов. Иными словами, мой риск, в итоге, оказался оправданным - решив заложить фундамент в, казалось бы, не самое подходящее для этого время, я смог сэкономить. Аналогичная экономия вышла и с арендой спецтехники - зимой такие услуги также обошлись дешевле, чем в другое время года.