Ростовский разводной железнодорожный мост — это арочный трехпролетный двухпутный мост, средней подъёмной части, соединяющий между собой берега реки Дон. Мост расположен в Ростове-на-Дону, неподалеку от устья реки Темерник, возле станций Ростов-Главный и Заречная Северо-Кавказской железной дороги. Через этот мост проходит большая часть пассажирских поездов, идущих через Ростов, и несколько грузовых.
Первая мостовая конструкция на данном участке была построена в период с 1873 по 1874 годы, по проекту, разработанному Зубовым, одновременно со строительством Владикавказской железной дороги. Тогда она представляла собой пятипролетный одноколейный мост необычной конструкции. Специально для пропуска речных судов, средняя ферма могла поворачиваться на 90 градусов, и устанавливаться вдоль реки. Впрочем, проход кораблей через этот мост был достаточно сложен, нередко происходили столкновения с его опорами. И именно по этой причине уже к 1879 году, с подачи Донского гирлового комитета, с целью оказания помощи в проходе, была возведена особая спусковая баржа. В период навигации баржа устанавливалась на якорях, и располагалась напротив судоходного пролёта чуть выше по течению, и именно с неё судам подавали морские тросы, после чего, с помощью паровой лебёдки, судно поднималось вверх, или, наоборот, спускалось вниз по течению.
По причине таких неудобств, а также в условиях недостаточной пропускной способности моста в один путь, в 1912 году было решено построить новый мост с двумя путями, в нескольких десятках метрах ниже по течению. Станиславом Белзецким при участии известного ученого-мостостроителя профессора Николая Белелюбского, а также профессора Григория Передерия, был разработан проект нового моста с тремя пролетами, с вертикально-поднимающейся средней фермой. Это сооружение стало первым мостом такой конструкции в России.Уже к 1917 году мост был построен. Горожане называли его Американским, так как настолько мосты строились в то время только в Северной Америке. Что касается старого моста, то он был разобран в 20-е годы, а оставшиеся от него конструкции нашли применение в строительстве железной дороги Сочи — Адлер.
В первые месяцы войны на участке старого моста был возведен временный литерный мост. В период первой оккупации Ростова, в ноябре 1941 года, при отступлении Красной Армии южный пролёт моста, а также литерный мост были взорваны советскими сапёрами, но уже в конце ноября Ростов был освобождён, и после этого литерный мост удалось восстановить. В период второй оккупации города, литерный мост был снова взорван, но после этого восстановлен, уже немцами. На момент города в феврале 1943 два моста были полностью разрушены.
В 1945 году на опорах моста был построен временный неразводной мост. В период с 1949 по 1952 годы на месте литерного был возведен новый мост, который функционирует до сих пор. Его конструкция несущественно отличалась от старого Американского моста. Позднее он был демонтирован, но его опоры до сих пор стоят.
В период с 2001 по 2003 годы была выполнена масштабная реконструкция моста, в рамках которой между шахтами была помещена специальная балка для максимальной устойчивости конструкции.