В этом году исполнилось 230 лет со дня рождения выдающегося немецкого архитектора Лео фон Кленце, во многом сформировавшего облик Мюнхена и других городов Германии и положивший начало европейскому классицизма.
Он родился 29 февраля 1784 года. Будучи студентом юридического отделения Берлинского университета, он увлекся архитектурной и продолжил обучение в Берлинской строительной академии – его педагогом был знаменитый архитектор Давид Гилли. Обучение архитектуре продолжилось уже в Париже, в Политехнической школе. После этого он долгое время провел в Италии, где изучал античное искусство и архитектуру. По возвращению в Германию в 1808 году фон Кленце получил пост «королевского архитектора» в Касселе. Именно тогда молодой архитектор реализовал свой первый проект – дворцовый театр при замке Вильгельмсхоэ, который был построен по заказу Жерома Наполеона, младшего брата императора.
Через несколько лет фон Кленце познакомился с баварским наследным принцем Людвигом и принял его приглашение поступить на службу. Молодой архитектор выиграл конкурс на сооружение мюнхенской Глиптотеки – именно с этого начинается так называемый «мюнхенский период» в его творчестве, прославивший его творения и позволивший превратить города Баварии в «германские Афины».
Глиптотека на Кёнигсплатц ставшая одна из самых знаменитых его творений. Это величественное и изящное здание, построенное в греческом стиле, где хранились античные скульптуры. Постройка включает четыре флигеля, которые находятся за изысканным фасадом и аркадой с изящными ионическими колонами.
Следующей известной постройкой фон Кленце в Мюнхене стала Пинакотека, построенная в 1836 году. Напоминавшая роскошный веницианский дворец и служившая для хранилища уникальных богатств семейства Виттельсбахов – живописных шедевров мастеров Европы – она стала своего рода прообразом для музеев других стран.Только открывшись, мюнхенская Пинакотека была признана самой лучшей картинной галереей страны – собственно, в таком же статусе она сохранилась и до наших дней.
Кроме этого, под руководством фон Кленце началась масштабная перестройка и преобразование самого Мюнхена, отразившие универсальный и многогранный талант зодчего – здесь были построены великолепная королевская резиденция, Национальный театр, галерея освобождения, галерея Славы, дворец графа Арко и другие замечательные постройки. Большая часть построек возводилась в древнегреческом стиле или с обильным использованием элементов греческой архитектуры. Именно таким образом, сначала в Германии, а затем и в других странах началось формирование неогреческого стиля.
Талант фон Кленце был признан повсеместно – в том числе и в других странах. Выдающийся архитектор за свою жизнь выполнил немало заказов для правителей европейских государств, а также для российского императора. В 1838 году в Мюнхене побывал Николай Первый – впечатленный обликом города и великолепными работами фон Кленце, император пригласил его в Санкт-Петербург для строительства здания Нового Эрмитажа. Император намеревался строить новый музей и потому, что старый Эрмитаж уже был не в состоянии вместить коллекцию шедевров, постоянно приумножавшуюся, но и потому что хотел сделать открытый для широкой публики музей.
Строительство Нового Эрмитажа началось в 1842 году по проекту «музеума», подготовленному фон Кленце. Сам он семь раз побывал в Петербурге во время строительства. Закончить строительство нового здания удалось в 1852 году. Стиль здания удачно и весьма органично соединил разные стили – античный, ренессанс, барокко, классицизм. Интересно, что все фасады здания отличаются друг от друга по стилистическому решению.