Постройки, построенные по проектам Алексея Щусева, выдающегося российского архитектора, до сих пор остаются непревзойденными шедеврами архитектурного искусства.
Алексей Щусев обучался в петербургской академии художеств, где его учителями были художник И. Репин и академик Л. Бенуа. Он завершил обучение в академии с Большой золотой медалью, представив блестящий проект «Барской усадьбы». За успехи в учебе он получил право на заграничную командировку. В последующие годы он побывал в Самарканде, Средней Азии, а затем в Тунисе, Италии, Англии, Бельгии, Австрии и Франции.
В 1901 году, после возвращения в Санкт-Петербург, он начал работать в Святейшем Синоде – именно тогда он создал проект иконостаса Успенского собора Киевско-Печерской лавры. За эти годы он приобретает достаточно широкую известность в северной столице. Именно в начале 20-го века он показал себя как великолепного мастера новой церковной архитектуры, создав проект церкви Сергия Радонежского на Куликовом поле, Марфо-Мариинский монастырь в Москве, Троицкий собор в Почаевской Лавре и другие замечательные постройки. По проекту Щусева в 1912 году в итальянском Сан-Ремо началось строительство храма Христа Спасителя.
В последующие годы он получил известность именно благодаря гражданским проектам. В 1911 он был назначен главным архитектором строительства московского Казанского вокзала. Для работы над проектом понадобилось учесть сложный рельеф площади – архитектор решил расположить башню в самом низком месте и сделать ее главной частью общего облика. Нарушение симметрии, по его замыслу, должно было обеспечить разное восприятие с разных точек. Использовав элементы древнерусского зодчества и Казанского кремля, архитектору удалось создать выдающееся по красоте и выразительности здание, привлекающее внимание и сейчас.
После октябрьского переворота 1917 года Щусев стал одним из самых востребованных архитекторов страны. Именно в это время началась работа над проектом реконструкции Москвы.Именно в рамках этого проекта сохранилась старинная городская застройка, и начала создаваться радиально-кольцевая транспортная схема. Однако большинство идей архитектора по реконструкции столицы были использованы уже после войны.
Одним из самых известных произведений архитектора стал Мавзолей Ленина, окончательно построенный в 1930 году. Монументальная постройка возведена из железобетона с облицовкой из гранита и отделкой из лабрадорита и мрамора. Стилистически здание являет собой удачную компиляцию конструктивизма и элементов древних пирамид.
Алексей Викторович Щусев был необычайно деятельным архитектором и деятелем искусства. В течение нескольких лет он руководил работой Третьяковской галереи – в это время у галереи появилась пристройка. Также он активно преподавал в Строгановском училище, московском училище живописи и зодчества, архитектурном институте. Также он руководил работой собственной архитектурной мастерской, сотрудники которой создали большое количество выдающихся проектов.
В 1930-х годах началась работа над проектированием знаменитой гостиницы «Москва» - Щусев был одним из соавторов проекта. Чтобы вписать конструктивистскую постройку в историческую часть города, архитектор предложил добавить декоративных элементов, соорудить шестиэтажный портик с восемью колоннами, аркады и башенки.
В 1934 Шусев выиграл конкурс на проектирование академгородка за Калужской заставой, в районе Черемушек. Его проект предусматривал строительство 40 зданий для музеев, научных институтов, библиотек. Однако в довоенный период здесь удалось построить только здание института генетики. К числу наиболее известных работ Щусева относится здание НКВД, расположенное на Лубянской площади. Также после войны архитектор активно трудился над проектами восстановления разрушенных городов страны. Также к числу выдающихся проектов архитектора Щусева принадлежит Комсомольская кольцевая станция московского метро.