Постройки, возведенные итальянским архитектором Джакомо да Виньола, считаются одними из шедевров архитектуры стиля ренессанс.
Джакомо да Виньола родился в 1507 году. В юности он занимался живописью, однако впоследствии сделал выбор в пользу архитектуры, считая ее своим настоящим призванием. В возрасте 23 лет он оказался в Риме, где активно занялся изучением античной и современной ему архитектуры. Тогда же он приступил к работе над трактатом «Правила пяти ордеров архитектуры» и начинает обучение в Витрувианской академии. Чуть позже Джакомо да Виньола перебрался во Франции – уже имея весьма неплохой опыт в зодчестве, он вместе с Себастьяно Серлио работают над возведением дворца в Фонтебло.
Через три года зодчий вернулся в Италию, в Болонью – здесь, в течение нескольких лет под его руководством были построены несколько зданий, в том числе и палаццо, имевших весьма интересные архитектурный облик и организацию, а также несколько мостов. После этого Джакомо да Виньола приобрел авторитет весьма интересного архитектора, получил известность – тогда под его руководством началось строительство нескольких церквей в окрестностях Рима. Эти церкви не имели никаких черт стиля барокко – они весьма просты, сдержанны и изысканы по оформлению, однако и очень выразительны в своей лаконичности.
В период с 1550 по 1555 годы архитектор работал над возведением виллы папы Юлия Третьего, одного из самых интересных архитектурных ансамблей, построенных зодчим. Ансамбль включает несколько помещений и анфиладу двориков с портиками, водоемы и сады, которые связаны между собой лестницами и переходами. Внешний фасад основного здания имеет черты, близкие к классической архитектуре – здесь есть полуколонны, пилястры, ниши, руст и другие элементы. Однако остальные стены постройки практически лишены декоративных элементов – за счет такого неравномерного распределение декора создает весьма интересную динамику, которая и стала одной из наиболее характерных черт стиля барокко.Также зодчий активно использовал криволинейные элементы – овальные и дугообразные.
Рядом с этой виллой была построена церковь Сант-Андреа виа Фламиниа – уникальностью постройки стала иллюзия четко прорисованного античного портика она стене. Также впервые на здании церкви был возведен овальный купол. Подобные динамические решения, вошедшими в арсенал стиля барокко, будут весьма распространены в более позднее время.
Одними из самых знаменитых построек архитектора стали вилла Фарнезе на Палатине, (однако до наших времен от грандиозной постройки остались лишь фонтан и входной портал) и вилла в Капрароле. Последний принес архитектору поистине мировую известность – это был роскошный жилой дворец, имевший в плане пятиугольную конструкцию с круглым внутренним двориком. Фасады замка были украшены ордером, выполненным весьма величественно, но одновременно и лаконично. Сам замок находится на склоне высокого холма, что подчеркивает впечатление. Однако внутренний дворик имеет совсем другое оформление – здесь были возведены два яруса кольцевых арочных галерей, винтовая лестница, которая опирается на колоны. Так, архитектору удалось выразить основную идею стиля барокко – вечное движение. Кроме того, здесь были построены широкие лестницы, которые соединяли дворец с парком и вели и изысканному садовому домику, называемому «казино».
В 1568 году архитектор приступает к строительству церкви Ордена иезуитов Иль Джезу. Здание, по замыслу архитектора, не имело центрической схемы и было близко по своему проекту, к раннехристианским римским базиликам. Именно эта постройка считается первой римской церковью, вобравшей все характерные черты стиля барокко. Кроме того, на долгие годы эта постройка стала своеобразным образцом иезуитских храмов.