Акрополь в Афинах является одним из самых значительных и известных архитектурных ансамблей, выдающимся произведением строительного искусства. Он был построен в середине и первой половине пятого века до нашей эры. Акрополь и по сию пору представляет собой блистательный пример композиционного решения, органично соединивший в себе несколько построек – храм Парфенона, который был построен в 447 – 438 годах до нашей эры, парадный вход Пропилеи, возведенный в 437-432 годах до нашей эры, величественную статую Афины, храм Афины Победительницы, построенный позже, и храм Эрехтейон, построенный позже всех построек, в 421 – 407 годах до новой эры.
Парфенон представляет собой наиболее крупный дорический храм Греции. Он был возведен на вершине Акрополя из пентелийского мрамора. Размеры его стилобата весьма впечатляющие – 30 на 70 метров. Название его переводилось как «помещение для дев» - предполагалось, что именно здесь юные афинянки ткали специальный пеплос, преподносимый богине Афине. Уникальность постройки и архитектурного решения - в удивительно гармоничном сочетании дорических и ионийских архитектурных элементов. Храм Парфенон был построен выдающимися мастерами – зодчими Иктином и Калликратом. По своем типу данная постройка относится к восьмиколонным на коротких фасадах периптерам. Высота колонн в храме достигает 10,5 метров, однако они выглядят не тяжело и монументально – наоборот, они легки, изящны, стройны.
Цела, которая была уложена из обтесанных блоков из мрамора, была окружена 46 колоннами – по восемь колонн с каждой стороны. Постройка имеет входы в два внутренних зала – один из них имеет квадратную форму, второй – прямоугольную. Прямоугольный зал бы разделен двумя рядами дорических колонн на три части, в одной из них находилась легендарная статуя Афины. Другой зал, квадратный, носил название «парфенона» - собственно, он и дал название всей постройке.Этот зал использовался в качестве сокровищницы. В верхней части цела имела украшение в виде изысканного барельефа.
Еще одном удивительная постройка – это величественный входной комплекс Пропилеи, созданный архитектором Мнесиклетом. Ему удалось органично соединить ионические и дорические колоны, и два дорических портика. В закрытой части была установлена огромная статуя Афины, созданная скульптором Фидием – именно она и должна была быть центральной частью ансамбля Акрополя.
Храм Афины Победительницы отличается миниатюрными размерами и необыкновенной красотой и изяществом. Он был построен на высоком выступе. В постройке очевидно преобладают ионийские элементы. Возведение храма началось в 449 году до нашей эры, после победы греков над персами. Храм представляет собой образец стиля амфипростиля, его площадь составляет всего лишь 5.4 на 8 метров, а колонны не превышают 4 метров.
Последняя постройка, возведенная на Акрополе – это храм Эрехтейон, строительство которой началось во время Пелопоннеской войны. Храм имеет нессиметричную конструкцию, и выполнен из пентелийского мрамора. Эта постройка весьма живописно была построена рядом с Парфеноном. Размеры храма весьма невелики, однако он имеет весьма сложную многоуровневую структуру с преобладанием ионических элементов, в том числе и в оформлении колоннад. Кроме того, храм имеет изысканные барельефы, выполненные из белого мрамора, которые великолепно оттеняют темный известняк, из которого выложен фриз.
Интересно, что свободное размещение разных построек было одной из самых ярких характерных композиционных особенностей Акрополя. Важно и то, что посетитель подходили к постройкам не по центральной оси, а заходили с боку - после этого перед глазами изумленного зрителя разворачивалась вся величественная и разнообразная панорама Акрополя.