Баухауз – одно из интереснейших направлений европейской архитектуры 1920 -1930 годов, оказавшее огромное влияние на развитие современных течений в архитектуре. Баухауз – так называлась высшая школа строительства и художественного конструирования, существовавшая с 1919 по 1933 году. Также называлось и объединение художников, созданное при школе.
В начале 20-го века многие художники, в том числе и архитекторы, стали ставить под сомнение обоснованностью принципов классической архитектуры и ее востребованность в новом времени. Избыточность декора и украшений, орнаментов и многие другие принципы были отринуты архитекторами нового века, поскольку это не соответствовало техническим реалиям нового времени. Первоначально новые постройки не вызывали восторга из-за своей «наготы» и излишней лаконичности, однако через некоторое время общество сумело оценить ясность форм, их выразительность и функциональность. А именно функциональность, практичность постройки, ее удобство и были одним из важнейших принципов архитектуры нового времени – вместе с этим они были весьма красивы, поскольку художественное чутье и вкус не подводило германских архитекторов.
История школы Баухауз и архитектурного течения началась в 1919 году – именно тогда были объединены Саксонско-Веймарская высшая школа изобразительных искусств и школа прикладного искусства. В новую школу были приглашены талантливые молодые архитекторы и художники – Вальтер Гропиус, Йоханнес Иттен, Лионель Фейнингер, Адольф Мейер и другие. Их объединяло новаторское отношение к искусству в целом и архитектуре в частности. По словам Вальтера Гропиуса, настало время, когда архитектура должна быть функциональной, практичной, недорогой и массовой.
В скором времени именно Баухауз стал своего рода центром международных архитектурных и дизайнерских новаторских процессов и течений.Спустя несколько лет школа переехала из Веймара в Дессау, где для нее было выстроено удивительное здание, до сих пор являющееся непревзойденным шедевром архитектуры нашего века, поражающее своей простотой, выразительностью и лаконичностью. Здание было построено по проекту Вальтера Гропиуса. В свое время преподавателями школы были выдающиеся архитекторы и художники, в том числе и Кандинский. Удивительным образом архитекторам удавалось создавать простые, элегантные, красивые и выразительные здания – однако за кажущейся простотой проектов скрывалось отличное понимание архитектурных достижений, желание соответствовать новым требованиям и аналитический подход к решению практических вопросов.
Школа была закрыта в 1933 году, после прихода к власти Гитлера и нацистов – по мнению правительства, Баухауз был рассадником левых взглядов, коммунизма и марксизма. Архитекторы вынуждены были иммигрировать в разные страны – сам Гропиус уехал в США, где занимался преподаванием. Некоторые участники уехали в Палестину, которые активно занялись строительством. Так, в Тель-Авиве есть целые кварталы, которые были построены архитекторами Баухауз. Группа архитекторов и художников перебралась в СССР. Всего в Москву переехало около 30 человек, прежде работавших в Баухаузе – и надо сказать, что они немало сделали для развития советской архитектуры, под их руководством было построено множество объектов, отлично отражавших принципы нового течения – функциональность, доступность и красота. Так, немецкие архитекторы построили городки при новых заводах – в Свердловске, Перми, Соликамске, Магнитогорске и других местах. Однако некоторых из архитекторов, переехавших из Германии, ждала не самая лучшая участь – они были репрессированы или подверглись гонениям.