Период наибольшего расцвета романского стиля пришелся на 10 – 12 века, эпоху господства феодально-религиозной идеологии. Романская архитектура стала одним из первых значительных достижений европейских зодчих в градостроительстве.
Сам термин «романский стиль» связан с латинским названием Рима – это направление в архитектуре стало развиваться в тех областях, которые входили в состав Римской империи. Романская архитектура, с одной стороны, стала логическим развитием предыдущих направлений, в том числе периода христианской античности , с другой стороны – шла по собственному пути.
В 10-12 веках в странах Западной и Центральной Европы феодально-религиозная идеология достигла наивысшего развития. С одной стороны это была тревожная эпоха, с другой стороны – созидательная, время поиска устойчивых форм социальной организации, национального и религиозного самосознания. Именно в этот период в европейских странах начинается развитие культурных течений, основанных на традициях и заимствованиях, влиявших на мироощущение людей той эпохи.
Первые романские постройки появились в областях рядом со Средиземным морем. Эти здания имели характерную кладку из больших грубо отесанных камней. Фасады построек зодчие украшали плоскими рельефами и фальшивыми аркадами. На формирование нового стиля оказали влияние все европейские народы, что сделало развитие достаточно разнонаправленным. Однако Западная и Южная Европа в большей степени переняли античные традиции, и именно эти земли стали центром развития романского архитектурного направления. Именно во Франции появились новые идеи, определившие технические и художественные особенности стиля. Идеал красоты, как и идеология того времени, были не только глубоки, но и противоречивы, что отразилось в новом искусстве.
Так, в глазах жителей Ближнего Востока, Византии средневековые европейцы выглядели как примитивные дикари, люди весьма примитивной культуры.Такие свидетельства можно найти во многих источниках той эпохи. Феодалы, захватившие в 1204 году Константинополь, разграбившие и уничтожившие города Византии, вовсе не были благородными паладинами, несшими истину и просвещение – они были варварами, громившими великое наследие Эллады, Рима и Византии.
Романский стиль изначально также был достаточно «простонародным» и примитивным – так о нем отзывались современники из стран Ближнего Востока, поневоле сравнивая романские постройки с изысканными, утонченными архитектурными шедеврами своих стран. Однако именно романский стиль стал первым словом Европы в архитектуре и искусстве, положившем начало развитию других направлений. И надо сказать, что романский стиль, безусловно, обладал собственной выразительной силой и своеобразием. Он, с одной стороны, стал утверждением исторической самобытности Европы, с другой стороны – свидетельством культурной преемственности с Римом.
Именно через романский стиль началось приобщение европейских стран к изысканности и утонченности более древних культур. Крестоносцы, так и не достигнув желаемой цели по «спасению от неверных гроба господнего», возвращались в Европу с богатой добычей. Художественные изделия Востока и Византии, попав в европейские страны, значительно расширили представления об искусстве мастеров того времени. Использовав эти достижения на свой лад, Европа отразила в романском стиле свое собственное, глубокое и подчас весьма противоречивое мироощущение.